Возрождение католичества в Саратове

 

Жизнь католиков Саратова во время Советской власти, особенно после разгрома Кафедрального собора св. Климента в 30-е годы двадцатого столетия, замерла, ушла в подполье. Многих католиков выслали из родных мест.

Когда в 1980-х в СССР заговорили о воссоздании Немецкой Республики в Поволжье, сюда стали перебираться немцы из Казахстана, депортированные туда в 1941 г. В отличие от России, в Казахстане верующие хоть изредка могли приступить к церковным Таинствам, благодаря освободившимся из советских лагерей священникам. Немцы перебирались в села Поволжья, и оттуда начинали поиск священников. Таким образом, уже в 1983 году в Саратовскую область приезжали о. Иосиф Свидницкий и о. Ян Белецкий. Приехавший в 1987 году на постоянное служение в зарегистрированный с большим трудом приход в Марксе, молодой о. Иосиф Верт, обслуживал оттуда многочисленные филиалы, в число которых входила и небольшая община в Саратове.

Первыми прихожанами в этой группе были даже не люди с традиционно католическими корнями, а мальчики-подростки из спецшколы. Их привела воспитательница, Людмила, которая незадолго до этого стала приходить на богослужения вместе с двумя своими сыновьями – Борисом и Кириллом. Собирались в разных местах. До восстановления структур записей никаких не делали – слишком свежа была еще память о том, что за «нелегальные» религиозные собрания можно было получить срок в лагере. Поэтому и документов не сохранилось. У епископа Клеменса Пиккеля сохранилась фотография, сделанная во время мессы 7 апреля 1991 года в подвале на ул. Рабочая. Как вспоминает епископ Клеменс, он был приглашен о. Иосифом Вертом в Маркс на второе Воскресенье Пасхи. Причиной, о которой тогда никто не догадывался, было то, что перед этим нунций передал о. Иосифу Верту решение Святого Отца послать его в Новосибирск, назначив епископом Азиатской части России. Таким образом, о. Иосиф Верт без лишних слов готовил своего преемника, показывая ему работу: утром Литургия в Марксе, после обеда – посещение одного или двух филиалов. В то воскресенье это были похороны в Раскатово (после обеда) и Литургия в Саратове (вечером). Из-за большого количества филиалов, о. Иосиф Верт мог посещать общину в Саратове примерно один раз в месяц. О том, что в это же самое время собирается другая группа, священники из Маркса не знали.

Другая группа, основой которой были семьи Переваловых и Кривулиных, вела свои поиски через Москву. По просьбе Виталия Перевалова, начиная с декабря 1990 г., в Саратов стал приезжать о. Сергей Николенко из Москвы. Осень 1991 г. была богата на удивительные встречи. Приехал молоденький Греко-католический священник из Даугавпилса о. Вячеслав, не сразу, но он все-таки нашёл эту группу саратовских католиков. После о. Вячеслава приезжал о. Виктор Данилов из Гродно, тоже священник восточного обряда.

Отец Сергей искал пути регистрации общины, что облегчило бы пастырскую опеку саратовских католиков или даже позволило общине пригласить постоянного священника. Именно эти поиски привели к решению открыть в Саратове филиал Колледжа св. Фомы Аквинского (глава 2.2).

В течение 1991 года в результате попыток зарегистрировать Приход, представители двух групп саратовских католиков узнали о существовании друг друга. Процесс соединения не был простым, об этом ниже будет рассказано в воспоминаниях отца Сергея Николенко (глава 3.2).

Постепенно о католиках начинали говорить. Так, один из первых прихожан, Эдмунд Кин, узнал о католических богослужениях в Саратове через Немецкое общество.

Добавить комментарий