Католики в России

Присутствие Католической Церкви в России

katolКатолическая Церковь в России уходит корнями в далекую эпоху Киевской Руси, когда процесс христианизации этих территорий еще только начинался. Проповедь Евангелия славянам была немаловажной заботой Папского Престола, направлявшего на Восток миссионеров. В древнерусских городах строились церкви латинского обряда. И хотя Русь была крещена в византийском обряде, нельзя однозначно сказать, что латинское христианство было отвергнуто полностью.

Католики в царской России занимали видные государственные посты, создавали общественные союзы, участвовали в работе Государственной думы. Немало лиц католического вероисповедания имелось среди энциклопедистов и профессоров, членов Академии наук, архитекторов и скульпторов, офицеров и генералов. В 1800 году контр-адмирал Гордон обратился к Павлу I с проектом примирения и воссоединения Православной и Католической Церквей. Свою немалую роль сыграли и династические браки в царских семействах между католиками и православными. Супруги многих русских князей и царей до принятия Православия, исповедовали католическую веру.

В различные периоды истории между Католической Церковью и Российским государством складывались непростые, а порой и драматические взаимоотношения.

Царская власть стремилась ограничить влияние Римского Папы и стремилась до мелочей контролировать деятельность вновь созданной епархии. По циркуляру от 23 февраля 1872 года все приходские книги с 1 июля 1872 г., а также вся переписка с консисторией должны были вестись только на русском языке. В 1883 году во все католические церкви был направлен Указ Государственного совета о запрете вводить в действие на российской территории «…буллы, послания и наставления… исходящие от Папского управления… без высочайшего Его Императорского Величества разрешения, испрашиваемого Министром Внутренних дел, что сии акты не заключают в себе ничего противного государственным постановлениям и священным правам и преимуществам Верховной Самодержавной власти».

Также были изданы следующие указы:

— о запрещении приступать к исповеди во время чтения молитвы о царствующем доме;

— о совершении благодарственных молебствий в честь российских императоров и членов их семей;

— об обязательном исполнении в церквях по окончанию богослужения государственного гимна «Боже царя храни», который духовенство обязано было слушать «не отходя от алтаря и стоя у ступеней оного».

После революции 1917 года все церкви лишились права владеть метрическими книгами и прочими документами. Сохранившиеся до настоящего времени метрические книги, находятся в Государственных архивах.

Результатом антирелигиозной политики большевистского правительства, включавшей репрессии верующих, вплоть до массового уничтожения по обвинению в «шпионаже и измене Родине», стало то, что к 1939 г. деятельность Католической Церкви на территории СССР официально прекратилась.

Сохранить веру и исповедовать ее, в лучшем случае, означало социальную изоляцию, в худшем – грозило тюрьмой или смертью. Ситуация начала изменяться к лучшему с середины 80-х годов, а в 1991 году решением Апостольской Столицы были возрождены структуры Римско-католической Церкви в постсоветской России. Комментируя эти события, о. Бронислав Чаплицкий[1] замечает, что в царской России католики были вторыми по численности населения христианами и, оставив на этой земле зерно своей Веры, они имеют право возродиться на благо России и всего мира.

В 2001 году в Саратове вышла книга «Римско-католическая церковь в России». Её автором является профессор Поволжской Академии Государственной Службы Ольга Лиценбергер. Целью её исследования является изучение истории Римско-католической Церкви и её взаимоотношения с Российским государством. Во вступлении к книге, она выражает искреннюю признательность о. Брониславу Чаплицкому, а также благодарит за поддержку в создании этого труда нашего прихожанина Эдмунда Кина, который содействовал в подготовке к публикации собранных архивных материалов и ускорил завершение работы над книгой. За помощь в издании книги Ольга Лиценберг благодарит епископа Клеменса Пиккеля, стремление которого к всестороннему изучению истории и возрождению Римско-католической Церкви в России, во многом способствовало появлению данного исследования.

В послесловии к книге епископ Клеменс Пиккель написал: «Я познакомился с автором книги во время торжеств по поводу 150-летия основания Тираспольской епархии. Мы говорили о необходимости изучения церковной истории Католической церкви в России, которая переживает сложный процесс своего возрождения, и не мене важно для широкой общественности страны, которая находится на пути построения цивилизованного будущего».

 


[1] Прелат Бронислав Чаплицкий, профессор Католической Духовной Семинарии «Мария Царица Апостолов», совместно с Ириной Осиповой является автором-составителем «Книги памяти. Мартиролога Католической Церкви в СССР».

Добавить комментарий