Кафедральный собор Римско-католической церкви в Саратове считался одним из шедевров церковного зодчества старого Саратова.
Закладка каменного здания на месте обветшавшей деревянной церкви, существовавшей с 1805 года, была произведена в мае 1873 года, в первом квартале между Никольской (Радищева) и Александровской (Горького) улицами. Постройка завершилась в октябре 1880 года, освящение нового храма состоялось в 1881 году. Каменный храм (по проекту Архитектора Грудистова) был построен в неоготическом стиле и обошелся в 54 тысячи рублей. Передний фасад с двумя стройными башнями-колокольнями украшала статуя св. Петра.
Внутренняя отделка поражала своим величием и красотой: искусная дубовая балюстрада, позолоченный алтарь с дарохранительницей под балдахином и двумя коленопреклоненными серафимами, держащими подсвечники; по обе стороны алтаря в окнах цветные витражи: справа – св. Гедвика и св. Терезия, слева – св. Станислав и св. Генрих II.
У самого алтаря помещалось большое серебряное сердце, заключавшее в себе имена всех крупных жертвователей на постройку собора. Потолок был искусно расписан. Великолепной была живопись боковых алтарей. Скульптурное изображение Богоматери, статуи папы Пия V и мученицы Филомены были заказаны во Франции. Справа от главного алтаря, на возвышении, находился величественный епископский трон. Изображение св. Климента – покровителя Тираспольской епархии – считалось главной иконой алтаря, над которой находился образ Иисуса Христа, работы Нисченкова.
Великолепно звучал орган, изготовленный специально для Саратовского кафедрального собора известным Варшавским мастером Потельским.
Кафедральный собор в Саратове существовал до середины тридцатых годов. В конце 30-х годов церковь была закрыта, её внутреннее убранство было частично разграблено или передано на хранение в музеи г. Саратова. По проекту Ленинградских архитекторов Помориной О.Н. и Крестина М.В., сосланных в Саратов по делу Кирова, здание храма было перестроено, и в 1941 году в нем был открыт кинотеатр «Пионер».
В 1966 году здание по проекту Саратовских архитекторов Скоробогатовой В.И. и Захаровой Г.А. было ещё раз перестроено. Несмотря на неоднократные перестройки и модернизации стены здания сохранились практически полностью. Снесены лишь верхние части башен фасада, заложены кирпичом оконные проёмы, сделано несколько пристроек. На верхних частях стен готический орнамент бывшей церкви закрыт отделочным материалом.
О возрождении Католического храма не раз писали Саратовские газеты.
В одной из них[1] была напечатана статья «Возвращение святого Климента». Интервью корреспонденту давал о. Яцек Фальковский SDB, и на вопрос о том, не является ли появление представителей Католической церкви в России экспансией, ответил, что правильнее это назвать возрождением, так как Католическая Церковь восстанавливает храмы только там, где они были изначально.
Вскоре в той же газете[2] была напечатана статья уже под заголовком «Вернётся ли святой Климент в Саратов?» В ней рассказывалось о встрече президиума областного совета Всероссийского общества охраны природы и культуры с
представителями национально-культурной автономии российских немцев Поволжья. Предметом обсуждения было состояние памятников немецкой культуры на территории Саратовской области. Обсуждался вопрос и о Соборе св. Климента. Было решено восстановить его исторический облик. Но уже в 1999 г. в саратовских СМИ[3] появилась статья «Вторые похороны собора» о том, что возродить Католический собор почти невозможно, так как слишком много собственников владеют правами на это здание. Место служения Богу заняли обменные пункты и прочие доходные места. Прихожанин Эдмунд Кин, некогда крещённый в этом Соборе, написал:
Я прикасаюсь губами
И пальцем к твоим стенам.
Что там внутри за стенами?
Выставка, склад или хлам?
Храм этот строился споро,
Молитвы, дары прихожан,
Да и мирская подмога
Всех приходящих волжан.
А ныне у входа здесь пляски,
Бесовский шум, суета!
В тени поприжались менялы,
Торговцы, весталки, шпана!
На месте Божественной мессы
Мы видим тусовку одну!
Но я припадаю устами
К духовным святым родникам.
Ведь в этом же мрачном бедламе,
Я вижу и чувствую храм.
И я вспоминаю Климента,
Чей образ парит над стеной,
И помощь его ощущаю
В строительстве церкви другой…