V ВОСКРЕСЕНЬЕ ПАСХИ

V ВОСКРЕСЕНЬЕ ПАСХИ

2_5

Первое чтение:

из Деяний Апостолов 6,1-7

1 В те дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. 2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, заботиться о столах. 3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. 5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. 7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

 

Идеальный образ первой христианской общины, представленный Лукой в тезисах Деяний Апостольских, был несколько запятнан, благодаря эпизоду, описывающему поступок Анании и Сапфиры (Деян 5, 1-11). Не идеализирует этот образ также и ропот недовольства эллинистов по поводу пренебрежения правильным распределением милостыни бедным. Несмотря на негативный отголосок этих двух событий, следует сказать, что они помогают нам увидеть и понять истинную природу Церкви. Поскольку она отнюдь не освобождена от различного рода  трудностей, а также — что важно – не состоит только из святых. Единство и благо, к которым она стремится, являются результатом следования по пути, на котором встречаются проблемы и трудности. Те, в свою очередь, принимаются и преодолеваются благодаря ежедневному и неустанному сотрудничеству, а также подчинению руководству Святого Духа, который всех приводит к совершенному единству, несмотря на разнообразие харизматов и служений (ср. Еф 4, 11-13).

Во фрагменте Святого Писания, предлагаемого сегодняшней литургией, можно заметить, с каким большим вниманием Апостолы прислушиваются к голосу недовольства группы учеников. Этот факт имеет очень большое значение. Трудности не стали причиной споров и разделений, которые могли бы возникнуть, но приводят христиан к большему пониманию своей роли в обществе. Следствием этого является поиск новых решений, чтобы фактически стать «всем для всех». Прислушиваясь к голосу Святого Духа, они обретают свет, позволяющий им совершить разделение функций и обязанностей, связанных с характером деятельности церковного служения. Двенадцать Апостолов познают суть проблемы, созывают всех учеников и предлагают соответствующее решение (ст. 2-4). Оно принимается и претворяется в жизнь. Такое поведение показывает, что Церковь является живой реальностью, и находится на пути дальнейшего развития.

Обратим внимание, что в этой, казалось бы, неловкой ситуации, Апостолы были в состоянии увидеть насколько важна их роль, в которой никто не может заменить их: председательствовать на молитве, точно передавать учение Иисуса, приводить общину к ответственным решениям и, затем, к выбору соответствующих людей («изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости») для осуществления благотворительного служения, так, чтобы в результате ни о ком не забыть, и чтобы везде чувствовался добрый дух Иисуса. Строки, завершающие сегодняшний отрывок, являются его венцом: цель разумного распределения служений в Церкви — это распространение Слова Божьего и развитие христианской общины в результате новых обращений.

 

Второе чтение:

из Первого Послания Св. Апостола Петра 2,4-9

 

Возлюбленные! 4 Приступая к Господу, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, 5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. 6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. 7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень преткновения и камень соблазна, 8 о который они спотыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. 9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.

 

Главной темой Первого Послания св. Апостола Петра является тема святости, являющаяся призванием и неотъемлемой задачей каждого христианина. После рассмотрения этого вопроса со стороны духовной (1,13-21) и практической (1,22-2.1), наступило подходящее время для того, чтобы Апостол сосредоточил свое внимание на сути проблемы. По словам Петра, святость не является синонимом «хорошего поведения» или «борьбой с грехом», но жизнью во Христе, источником «совершенства» и дорогой, ведущей к нему. Для того чтобы хорошо разъяснить свою мысль, автор пользуется многочисленными библейскими ссылками. Особенно близок Апостолу образ «краеугольного камня», который встречается и у Исаии (Ис 28,16 и 8,14-15), а также у Псалмопевца (Пс 118,22). И этим живым и совершенным камнем является воскресший Иисус, на который опираются все те, кто уверовал в Него. Они также являются живыми камнями, составляющими духовный храм, в котором обитает Бог. Таким образом, созидается новая община нового исхода (ст. 5б, Исх 19,5-6).

Этот храм известен как священнический организм, в котором каждый его член призван к тому, чтобы приносить духовные жертвы Богу через посредничество Иисуса Христа, вечного Первосвященника, отдавшего в жертву самого себя ради спасения человека. Соединенные с ним верующие — приобретенные дорогой ценой — не только ведут жизнь, целью которой является небо, но также особым образом становятся сотрудниками спасения, провозглашающими «славные дела» совершенные Христом. Короче говоря, реализуют свое священство, одновременно как через культовое служение, осуществляемое в литургии прославления, так и через служение Слова, провозглашение Евангелия. Это последнее, в свою очередь представляет собой эффективное свидетельство жизни, вырванной из тьмы греха и озаренной чудесным светом Бога.

 

Евангелие:

от св. Иоанна 14, 1-12

 

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: 1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. 2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. 3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. 4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. 5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? 6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. 7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. 8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. 9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? 10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. 11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. 12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

 

Сегодняшний фрагмент был взят из более длинного отрывка Евангелия от Иоанна, называемого «прощальной речью», с которой Иисус обратился к своим ученикам на Тайной Вечере. Сегодня эти же слова были направлены ко всей Церкви. На атмосферу, в которой высказана вся эта речь, давит скорбная весть о предательстве. Это должен был совершить один из Апостолов. Кроме того, не приносило радости и предсказание о троекратном отречении Петра. Но более всего тревожила и печалила неизбежная разлука. Поэтому Иисус призывает учеников к возбуждению в себе сильной веры (ст. 1). И не только в Бога, но и в Него, являющегося для Бога возлюбленным Сыном. Его уход быстро минует. После своей смерти и сошествия в ад, воскреснет к новой жизни, которая продолжится „в доме отца”. И именно на этом последнем этапе, более точно можно сказать: на этой цели фокусируется все внимание Иисуса.

Всматриваясь в небеса, испытывает муки и страдания. Хотя Христос уходит, уходит не навсегда, а Его уход не является окончательным, это не конец. Уходит, чтобы подготовить для них „место” (ст. 2). Таким образом, Иисус объясняет своим ученикам смысл его смерти на кресте, а также предвещает свое возвращение. Ссылается тем самым как на свое воскресение, — которое для верующих является предвкушением вечной жизни – так и на то, что описывается как парусия, означающая Его славное пришествие в конце времен.

Однако обратим внимание, что слова, сказанные Иисусом, по-прежнему непонятны для учеников. Отсюда их вопросы. Так начинается диалог, допускающий возможность для дополнительных разъяснений, которые дает Иисус. Например, в 7 стихе. Иисус говорит о своем совершенном единстве с Отцом, и до такой степени, что тот, кто видит Его, видит Отца, посланником которого Он является, повинуясь Ему во всем (ст. 10б), и, следовательно, абсолютно очевидным в Его откровении. «Деяния» Иисуса дают о том выразительное свидетельство (ст. 11). Кроме того, Иисус добавляет — верующий в Него станет участником Его Божественной силы, а именно откроет полноту примирения между небом и землей.

 

MEDITATIO

 

Иисус является нам как путь, истина и жизнь. И дает Себя нам, чтобы мы могли достичь истинной и полной свободы, которая была дана детям Божьим, чтобы они могли унаследовать вечную жизнь. Он обращается к нам с вопросом о глубине наших отношений с Ним. Потому что можно быть христианином, причащаться, участвовать в паломничествах и различных религиозных мероприятиях, но никогда не прийти к истинному познанию Иисуса, оставаясь только на поверхностном уровне. Не проникая в глубину Его учения. Истинное познание Иисуса представляет собой внутреннее познание: означает признание Его как Сына посланного Отцом для нашего спасения, как выражение бесконечной любви Бога к человеку. И такое познание возможно, но только посредством веры.

Верить значит на самом деле доверять. Это не означает что-то «понять», рационально приобрести, но принять, довериться, встретиться с Господом и на самом деле признать Его за Того, кто руководит нашей жизнью, управляет нашей судьбой. Пока не познаем такого единства – короче говоря, препоручения самих себя Тому, кто воплотил нас в себя в крещении — не можем сказать, что в полной мере знаем Иисуса, а в Нем также и Отца. Для того чтобы это совершилось, нам был дан Святой Дух. Именно Он делает так, что существует реальная возможность идти дорогой Бога, будучи уверенным в том, что все, что Он делает, делает для нашего блага.

 

ORATIO

 

Господи Иисусе Христе, Учитель благий, наши сердца часто полны забот, источником которых является все то зло, которое существует в мире, а также наши личные слабости, предательства и отречения. К ним мы были, есть и — возможно — всегда будем склонны. Оживи в нас веру в Тебя и в Отца, которого нам явил.

Господи, Ты путь: соделай, чтобы мы следовали за Тобой! Ты истина – соделай, чтобы мы познавали Тебя! Ты жизнь: соделай, чтобы мы жили в Тебе ради того, чтобы узреть Отца и воздать хвалу Твоему святому имени посреди народов.

 

CONTEMPLATIO

 

Идем за Тобой, Господи Иисусе, но желаем идти призванными Тобой; без Твоего призвания никто не может подняться выше. Ибо Ты путь, истина, жизнь, возможность, вера, вознаграждение (ср. Ин 14, 6). Прими нас как путь, укрепи как истина, возроди как жизнь. Одари нас Своей благостью (ср. Пс 23,6), которой так желал Давид, пребывая в доме Господнем. Он говорил: «Кто покажет нам благо?» (Пс 4,7). И в другом месте: «Верую, что увижу благость Господа на земле живых» (Пс 27,13). Действительно, там благость, где вечная жизнь, жизнь без греха. (…) Прояви, Господи, это истинное благо Твое, божественное благо, в котором живем и движемся и существуем (см. Деян 17, 28). Движемся, словно находимся в пути; существуем, словно находимся в истине; живем, словно пребываем в жизни вечной. Покажи нам благо, всегда нерушимое и неизменное, как Ты; в нем мы вечны в познании всех благ, как в этом убеждает Павел, избранный Твой сосуд (см. Рим 9,20), говоря: «Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда» (см. Флм 15). (…) В этом благе — постоянный отдых, неугасимый свет, непрестанная благодать, смиренное наследие душ, безопасный мир; здесь не подвержены смерти, но вырваны из ее сетей; здесь нет слез и плача. Как же может быть плачь там, где нет падения. Где находятся Твои святые, Господи, избавленные от ошибок и забот, от неразумения и незнания, от боязни и страха, от вожделений и телесной страсти, где есть Царство жизни? [1]

Св. Амвросий, О благах

приносимых смертью, XII, 55

 

ACTIO

 

В течение дня повторяй и живи Словом:

„Да не смущается сердце ваше” (Ин 14, 1)

 

Духовные чтения

1.

Несколько лет тому назад, один человек Божий, который был моим духовным наставником, прислал мне такое наставление, которое изначально меня очень удивило: «Всегда – писал он — будь верным Богу, и особенно смотря на обет, данный Ему, и не принимай близко к сердцу безвкусные насмешки. Помни, что святые всегда были посмешищем для мира и людей, однако, и мир, и его правила стали подножием их ног. Полем битвы между Богом и сатаной является человеческая душа; это там идет сражение и при том каждый момент нашей жизни. Для преодоления таких сильных врагов необходимо, чтобы человеческая душа согласилась на свободный доступ к ней Господа и через Него была снаряжена всевозможным оружием; чтобы Его свет освещал ее с целью преодоления мрака заблуждений; чтобы была облачена в Иисуса Христа, в его истину и справедливость, в щит веры, в слово Божие. Чтобы быть облаченным  в Иисуса Христа, — добавлял мудрец — необходимо сначала умереть в себе самом. Уверен, что Божья Матерь будет сопровождать тебя на каждом шагу».

Я был несколько смущен. У меня разболелась голова, в которой путались все эти мысли, и я не мог принять ни одного конкретного решения. Через некоторое время, а именно по истечению нескольких лет, я понял, что умереть для самого себя или — как писал мой наставник — «в себе самом», на самом деле означает «оживить самого себя». Я понял, что самые важные моменты истинной жизни – это моменты, когда я действительно пытаюсь возродить в себе Бога и Его волю. Наконец я понял, что довериться Богу, вовсе не означает преодоления всех моих проблем, но значит, что я  всецело желаю, чтобы Он действовал во мне и мог найти во мне истинного сотрудника. Когда теперь я снова читаю предоставленное мне учение, каждое слово, написанное в нем, приобретает иное значение, и – что парадоксально — вопреки тому, что я читал несколько лет тому назад, дает мне комфорт и мужество пребывания на избранном мною пути».

Эрнесто Оливеро, Любовь с сердцем Бога

 [Торино 1993, 72сл]

2.

Он Путь и Жизнь. Когда это говорит Апостолам, знает, что ожидает их смертельный страх. Этот страх овладеет ими вскоре, когда станут свидетелями его ареста, казни, агонии на Голгофе, и, наконец, позорной смерти. И именно поэтому предупреждает их страх: «Да не смущается сердце ваше» (Ин 14,1). Поскольку начинается заключительный переход: искупительный переход Сына к Отцу. Переход — то есть, Пасха – ведет через жертву Креста, — но «да не смущается сердце ваше (…), и когда пойду и приготовлю вам место, приду опять» (Ин 14,1.3). Этот переход – Пасха Искупителя мира – ведет через смерть к новому откровению Жизни в день Воскресения. «Приду опять» — приду, свидетельствуя о Жизни, которая есть во Мне; о Жизни, которая превосходит и преодолевает смерть; о Жизни, которая приводит к смерти смерть человека. Это жизнь исходит от Бога: только Бог является Жизнью. Эта Жизнь во Мне. Я – Жизнь. Это Жизнь во мне для вас … для вас – Двенадцати и всех тех, кто поверит в Меня благодаря вашему слову. Эта жизнь является последним даром бессмертного Бога для смертного человека. «Приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин 14,3).

Где? «В доме Отца Моего обителей много» (Ин 14,2).

Иоанн Павел II [Проповедь на Святой Мессе
в Ольштыне
, 6 июня 1991]

 


[1] Tekst polski w tłum. W. Szoldrskiego. w: Św. Ambroży, Wybór pism. „Pisma Starochrześcijańskich Pisarzy” 7, Warszawa 1971, 167-168