Приходская газета № 121 (151)

11 мая 2014 г.

IV ВОСКРЕСЕНЬЕ ПАСХИ

1_5Год A

LECTIO

Первое чтение:

из Деяний Апостолов 2,14a.36-41

В день Пятидесятницы 14 Пётр и остальные одиннадцать апостолов поднялись, и Пётр, возвысив голос, обратился к народу: 36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. 37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? 38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. 39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. 41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.

 

Только что прочитанный фрагмент из Деяний Апостолов представляет собой окончание первой проповеди Петра, обращенной к народу. Яркое и четкое утверждение Апостола является своего рода обобщением более раннего выступления, завершающегося словами: «Сего Иисуса, Которого вы распяли, Бог соделал Господом и Христом» (ст. 36). Это краткое воззвание означает, что Бог дал свое имя (ср. Флп 2.9-11) – а значит и свою силу — Тому, от кого Израиль отказался и приговорил к позорной смерти (Деян 3,13-15), признавая Его притязания быть Сыном Божьим, Посланником Бога, Христом, за богохульство. Конечно, люди ждали Мессию (гр. christós). Но их Мессия должен был быть обычным политическим лидером. Зная эти ожидания, Иисус всегда заставлял умолкнуть демонов, которые называли его Христом, а также отклонял попытки сделать его царем. Только в момент смерти, на древе креста, висела надпись на трех языках: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин 19,19), а через Воскресение Отец подтвердил, что Иисус действительно является «Господом и Христом».

Слова Петра касаются сердец слушателей, выявляя тем самым величину содеянного зла. Здесь острее меча обоюдоострого (Евр 4,12) Слово Божие было направлено, чтобы собирать и спасать, а не осуждать. Многие слушатели принимают благодать, провозглашенную Апостолом, и открывают свои сердца для веры (ст. 37). Именно тогда Петр, на основании полномочий, полученных от Воскресшего Господа (Лк 24, 47-48), призывает всех к покаянию и крещению „во имя Иисуса Христа для прощения грехов” (ст. 38). Другими словами, он приглашает их погрузиться сакраментальным образом в личность Распятого — Воскресшего, что означает: сделать эффективным для нас спасение, которое совершил Иисус. Поэтому Апостол добавляет: «Получите дар Святого Духа» (ст. 38).

Наряду с прощением грехов и даром Святого Духа, познаем плоды Нового Завета обещанного пророками, который в настоящее время направлен не только к Израилю, но и ко всем людям (ср. Иер 31, 31-34). Это предложение со стороны Бога, требующее его добровольного принятия каждым человеком (ст. 40-41).

 

Второе чтение:

из Первого Послания Св. Апостола Петра 2,20б-25

 

Дорогие друзья! 20б Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. 21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. 22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. 23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. 24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. 25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

 

Крещение, устранив последствия первородного греха, тех, кто принимает его, делает детьми Божьими. Чтобы лучше охарактеризовать эту перемену, Петр использует более точные определения. Итак, крещенные в церкви — это «живые камни», «род избранный», «царственное священство» или «народ святой» (2, 1-10). Однако, этот тип «привилегий» требует перемены мышления и уподобления своей жизни — жизни Христа. И тогда различия, проистекающие из социальных и культурных условий, теряют свою силу, потому что во Христе все ученики находят свое единство, и все они являются «пришельцами и странниками» (2,11) в этом мире, а также служителями Бога.

Поэтому Петр, обращаясь к тем, кто исполняет какие-либо обязанности в обществе, приводит в пример Иисуса, истинного Слугу Божьего, который тихо и смиренно принимает на себя грехи не свои собственные, а всех нас, чтобы преодолеть их своей человечностью.

Таким образом, человечество освобождается от настоящего рабства, от рабства греху, и может жить «для праведности», которая представляет собой любовь и милосердие. Посредством крещения христианин становится членом тела Христова, поэтому призван к соучастию в Его муках, чтобы потом участвовать в Его славе на небесах вместе со всеми братьями, которых своей жизнью привел к спасению. Из рассеянного стада, выведенного из равновесия скандалом страдания (ср. Мк 14,27-28), группа учеников — и, следовательно, вся Церковь — во Христе становится вновь собранным стадом, идущим по Его следам (ст. 25).

 

Евангелие:

от св.  Иоанна 10, 1-10

 

Иисус сказал: 1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; 2 а входящий дверью есть пастырь овцам. 3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. 4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. 9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

 

Десятая глава Евангелия от св. Иоанна представляет образ Доброго Пастыря. Этот текст, однако, следует рассматривать в его подлинном контексте, и все для того, чтобы правильно его прочитать. Обратим внимание, что в 9 главе, Иисус представляет себя как «свет миру», что было показано через призму исцеления слепого от рождения человека. Через это чудо, Иисус подчеркивает духовную слепоту еврейских религиозных лидеров (9,40-41). Здесь припомним Книгу Еноха (эфиопскую) — апокрифический текст времен Иисуса. Она описывает всю историю Израиля до времени пришествия Мессии, как следующих друг за другом периодов своеобразной слепоты и прозрения. За эти последние избранный народ был обязан труду следующих друг за другом посланников Бога, которые выступали в качестве пастырей своего народа. Короче говоря, это означает то, что Иисус, после того как показал, что имеет власть восстановить зрение, мог сказать, что является единственным пастырем, который ведет овец к спасению; что Он тот самый ожидаемый Мессия.

Весь текст Евангелия сегодня создает традиционный, хотя и очень многообразный материал. Первоначально это были отдельные, более мелкие фрагменты, которые впоследствии объединили вместе, используя мнемонические формулы, что должно было служить лучшему запоминанию больших отрывков текста. Этим можно объяснить, в частности расплывчатость образов и трудность объединения их в одну логическую целостность. Важным, однако, является то, что это первый фрагмент, в котором Иисус отождествляет себя, непосредственным образом, с пастырем овец, входящим во двор овчий (гр. aulē) через дверь. А поскольку слово aulē означает также зал храма, где собирается народ Божий, Иисус справедливо получает звание „проводника” вместе с соответствующей властью полученной от Бога, что явно отличает Его от «воров и разбойников». Подобно палестинским пастухам, которые характерным способом подзывали своих овец, благодаря чему они были узнаваемы своим стадом, делает Иисус, который знает своих овец, и они знают Его и слушаются голоса Его. Добрый пастырь это тот, кто выводит овец наружу, на пастбища, отсюда следует, что Христос ведет своих овец к выходу, открывающему врата спасения, «овцы за ним идут», идут уверенно (ст. 4-5).

Поскольку – обратим на это внимание – слушатели не понимают слов, с которыми Иисус обращается к ним, Он переходит к следующему образу (ст. 6-10). Он говорит: «Я дверь овцам», а затем добавляет, что Он также является Путем, и это означает, что Он – единственный посредник «между Богом и человеками» (1 Тим 2, 5). Кто идет по Нему, тот находит спасение, безопасность и «пастбище», другими словами, полноту жизни. Пастырская миссия состоит именно в том, чтобы полностью посвятить себя служению овцам, что является полной противоположностью того, что делают те, кто узурпировал власть над людьми. Она, как неоднократно познаем, бывает очень эгоистична, жестока и сеет разрушения.

 

MEDITATIO

 

Все чтения этого воскресенья отмечены присутствием Христа, Доброго Пастыря, посланного Отцом, чтобы собрать воедино все стадо. Евангелие определяет этого Пастыря, как «дверь», ведущую во двор овчий. Он тот, кто позволяет вступить в тесный контакт и единство жизни с Отцом. Это основной азимут всей жизни человека: идти по направлению к дому, вернуться в лоно Отца, откуда пришел Христос и куда Он вернулся после выполнения своей миссии, касающейся нашего спасения.

Настоящее время является временем возвращения, поиска, тоски, и все, что происходит, имеет смысл только по отношению к цели, к которой мы стремимся. Таким образом, Божий план представляется нам как выход в поиске рассеянного народа, чтобы привести его к спасению, и, следовательно, к полноте жизни. Не надо, однако, ни на минуту забывать о том, что Иисус является дверью, через которую необходимо пройти, чтобы ее достичь: дверь спасения, жизни и надежды. Он все это, и даже нечто большее.

При этом добавим, что трудно найти в себе смирение, позволяющее распознать голос истинного Пастыря, Того, кто приглашает нас оставить узкий путь нашего эгоизма, чтобы привести нас в Царство подлинной свободы! Хотя это и нелегко, но вся наша жизнь зависит от этого нашего самого важного решения, чтобы слушать, следовать и погружаться в личность Иисуса.

 

ORATIO

 

Господи Иисусе Христе, Пастырь и пастбище Твоих верных, надежный Проводник и Путь жизни, Ты, знающий имя каждого, и ежедневно призывающий каждого из нас лично по имени, научи нас распознавать Твой голос, сделай нас способными чувствовать тепло Твоего присутствия, которое окружает нас, даже тогда, когда путь кажется узким, почти непреодолимым, а ночь глубокой и бесконечной.

Мы уверены, что, идя за Тобой без сопротивления и страха, дойдем до зеленеющих пастбищ рая, до животворящих источников, посреди которых Ты присутствуешь, а там Ты утолишь нашу жажду и позволишь нам отдохнуть.

 

CONTEMPLATIO

 

Господь сказал, что Он дверь овчарни. Что же это за овчарня, дверью которой является Христос? Это сердце Бога Отца. В нем и к нему Христос является поистине милой дверью, которую нам распахнуло настежь доброжелательное сердце Отца, прежде закрытое для всех людей. В этой овчарне собраны все святые. Пастырь — Предвечное Слово, дверь — Человечество Христа, под овцами подразумеваем человеческие души, в овчарне находятся также и ангелы. Путь в это славное стадо для всех разумных существ открыло Предвечное Слово. Оно само является также добрым Пастырем этого дома. Придверник — это Святой Дух (…).

О, с какой любовью и добротой Он открывает дверь Отцовского сердца, давая нам постоянный доступ к сокрытому сокровищу, к радости и достатку этого дома! Никто не может представить себе или понять, насколько Бог открыт и готов к приему. С какой жаждой, с какой поспешностью каждую минуту и каждый час выходит к нам навстречу! (…)

Придверник призывает своих овец за пределы овчарни, и точно также поступает Пастырь, которым является Предвечное Слово: называет их по имени и выводит наружу. Он идет впереди них, а они следуют за Ним. Он ведет и призывает овец, которые принадлежат Ему. Куда? – Туда, где живет. Он идет перед ними, чтобы они следовали за Ним. Куда? В овчарню, в сердце Отца – там Его обитель, Его бытие, Его отдых. Однако, все, кто желает попасть туда, должны пройти через дверь, которой является Христос-Человек. Его овцами являются те, кто не ищет своего и ничего своего не имеет, но в своем сердце жаждет только Бога и ни к чему не стремится, кроме как к славе Божьей и Его воле. [1]

Иоганн Таулер, Третья проповедь на день Пятидесятницы

 

ACTIO

 

В течение дня повторяй и живи Словом:

„Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться” (Пс 23,1).

 

ДУХОВНЫЕ ЧТЕНИЯ

1.

Кто такой Иисус? Иисус — Добрый Пастырь. Им самим мы побуждены к тому, чтобы считать Его именно таким. Это личность исключительно милая, кроткая и близкая. Только с нашим Господом может быть связано выражение бесконечной благости.

Позволяя познать Себя именно в таком свете, повторяет ободрение истинного Пастыря: это значит, рисует перед нами картину и отношения, полные нежности и сердечного тепла. Он знает своих овец и называет их по имени. А поскольку также и мы принадлежим к Его овчарне, поэтому имеем к Нему свободный доступ, что позволяет нам пребывать в Его близости. Он знает нас и называет нас по имени. Приближается к каждому и желает, чтобы мы вошли с Ним в сыновние отношения. Таким образом, проявляется доброта и нежность Господа. А способ этот возвышенный и труднообъяснимый. (…)

Христос, которого несем человечеству, является «Сыном Человеческим», как Он сам себя называл. Это первенец, родоначальник нового человечества; Брат, Попутчик, исключительный Друг. Только о Нем можно с уверенностью сказать, что «знал, что в человеке» (Ин 2,25). Был послан Богом, но не для того, чтобы осудить мир, но чтобы его спасти. Он — Добрый Пастырь всего человечества. Практически нет таких человеческих ценностей, которых бы Он не уважал, не возвысил и не искупил. Нет такого человеческого страдания, которое не было бы Им охвачено, сопереживаемо и недооценено. Не существует такой потребности человека – также той, источником которой является любое человеческое несовершенство – которую бы Он не взял на свои плечи и не познал, более того, не предложил другим людям, как объект их заботы и любви, как своего рода условие для их спасения.

Павел VI [Речь 28 апреля 1968]

2.

Отче, Ты дал нам своего Сына.

Даешь Его нам также и сегодня, на пороге нового тысячелетия.

Он является для нас Дверью.

Через эту Дверь входим в новое измерение и постигаем меру тех предназначений, которые Ты задумал по отношению к человеку.

Именно поэтому, Отче, Ты дал нам своего Сына, чтобы человек был уверен в том, чем жаждешь его одарить в вечности и чтобы человек имел силу исполнить Твой таинственный замысел любви.

Христе, Сын Девы Марии, Свет и надежда тех, кто ищет Тебя, хотя и не знает, а также тех, кто, уже зная Тебя, еще более Тебя ищет.

Христе, Ты – Дверь!

Через Тебя, в силе Духа Святого, желаем войти в третье тысячелетие.

Ты, о Христе, „вчера и сегодня и во веки Тот же” (см. Евр 13,8)

Иоанн Павел II [речь Urbi et Orbi, 25 декабря 1999]

 



[1] Tekst polski w tłum. W. Szymony, w: J. Tauler, Kazania, Poznań 1985, 208-212

18 мая 2014 г.

IV ВОСКРЕСЕНЬЕ ПАСХИ

Год A

LECTIO

Первое чтение:

из Деяний Апостолов 2,14a.36-41

В день Пятидесятницы 14 Пётр и остальные одиннадцать апостолов поднялись, и Пётр, возвысив голос, обратился к народу: 36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. 37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? 38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. 39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. 41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.

 

Только что прочитанный фрагмент из Деяний Апостолов представляет собой окончание первой проповеди Петра, обращенной к народу. Яркое и четкое утверждение Апостола является своего рода обобщением более раннего выступления, завершающегося словами: «Сего Иисуса, Которого вы распяли, Бог соделал Господом и Христом» (ст. 36). Это краткое воззвание означает, что Бог дал свое имя (ср. Флп 2.9-11) – а значит и свою силу — Тому, от кого Израиль отказался и приговорил к позорной смерти (Деян 3,13-15), признавая Его притязания быть Сыном Божьим, Посланником Бога, Христом, за богохульство. Конечно, люди ждали Мессию (гр. christós). Но их Мессия должен был быть обычным политическим лидером. Зная эти ожидания, Иисус всегда заставлял умолкнуть демонов, которые называли его Христом, а также отклонял попытки сделать его царем. Только в момент смерти, на древе креста, висела надпись на трех языках: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин 19,19), а через Воскресение Отец подтвердил, что Иисус действительно является «Господом и Христом».

Слова Петра касаются сердец слушателей, выявляя тем самым величину содеянного зла. Здесь острее меча обоюдоострого (Евр 4,12) Слово Божие было направлено, чтобы собирать и спасать, а не осуждать. Многие слушатели принимают благодать, провозглашенную Апостолом, и открывают свои сердца для веры (ст. 37). Именно тогда Петр, на основании полномочий, полученных от Воскресшего Господа (Лк 24, 47-48), призывает всех к покаянию и крещению „во имя Иисуса Христа для прощения грехов” (ст. 38). Другими словами, он приглашает их погрузиться сакраментальным образом в личность Распятого — Воскресшего, что означает: сделать эффективным для нас спасение, которое совершил Иисус. Поэтому Апостол добавляет: «Получите дар Святого Духа» (ст. 38).

Наряду с прощением грехов и даром Святого Духа, познаем плоды Нового Завета обещанного пророками, который в настоящее время направлен не только к Израилю, но и ко всем людям (ср. Иер 31, 31-34). Это предложение со стороны Бога, требующее его добровольного принятия каждым человеком (ст. 40-41).

 

Второе чтение:

из Первого Послания Св. Апостола Петра 2,20б-25

 

Дорогие друзья! 20б Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. 21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. 22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. 23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. 24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. 25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

 

Крещение, устранив последствия первородного греха, тех, кто принимает его, делает детьми Божьими. Чтобы лучше охарактеризовать эту перемену, Петр использует более точные определения. Итак, крещенные в церкви — это «живые камни», «род избранный», «царственное священство» или «народ святой» (2, 1-10). Однако, этот тип «привилегий» требует перемены мышления и уподобления своей жизни — жизни Христа. И тогда различия, проистекающие из социальных и культурных условий, теряют свою силу, потому что во Христе все ученики находят свое единство, и все они являются «пришельцами и странниками» (2,11) в этом мире, а также служителями Бога.

Поэтому Петр, обращаясь к тем, кто исполняет какие-либо обязанности в обществе, приводит в пример Иисуса, истинного Слугу Божьего, который тихо и смиренно принимает на себя грехи не свои собственные, а всех нас, чтобы преодолеть их своей человечностью.

Таким образом, человечество освобождается от настоящего рабства, от рабства греху, и может жить «для праведности», которая представляет собой любовь и милосердие. Посредством крещения христианин становится членом тела Христова, поэтому призван к соучастию в Его муках, чтобы потом участвовать в Его славе на небесах вместе со всеми братьями, которых своей жизнью привел к спасению. Из рассеянного стада, выведенного из равновесия скандалом страдания (ср. Мк 14,27-28), группа учеников — и, следовательно, вся Церковь — во Христе становится вновь собранным стадом, идущим по Его следам (ст. 25).

 

Евангелие:

от св.  Иоанна 10, 1-10

 

Иисус сказал: 1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; 2 а входящий дверью есть пастырь овцам. 3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. 4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. 9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

 

Десятая глава Евангелия от св. Иоанна представляет образ Доброго Пастыря. Этот текст, однако, следует рассматривать в его подлинном контексте, и все для того, чтобы правильно его прочитать. Обратим внимание, что в 9 главе, Иисус представляет себя как «свет миру», что было показано через призму исцеления слепого от рождения человека. Через это чудо, Иисус подчеркивает духовную слепоту еврейских религиозных лидеров (9,40-41). Здесь припомним Книгу Еноха (эфиопскую) — апокрифический текст времен Иисуса. Она описывает всю историю Израиля до времени пришествия Мессии, как следующих друг за другом периодов своеобразной слепоты и прозрения. За эти последние избранный народ был обязан труду следующих друг за другом посланников Бога, которые выступали в качестве пастырей своего народа. Короче говоря, это означает то, что Иисус, после того как показал, что имеет власть восстановить зрение, мог сказать, что является единственным пастырем, который ведет овец к спасению; что Он тот самый ожидаемый Мессия.

Весь текст Евангелия сегодня создает традиционный, хотя и очень многообразный материал. Первоначально это были отдельные, более мелкие фрагменты, которые впоследствии объединили вместе, используя мнемонические формулы, что должно было служить лучшему запоминанию больших отрывков текста. Этим можно объяснить, в частности расплывчатость образов и трудность объединения их в одну логическую целостность. Важным, однако, является то, что это первый фрагмент, в котором Иисус отождествляет себя, непосредственным образом, с пастырем овец, входящим во двор овчий (гр. aulē) через дверь. А поскольку слово aulē означает также зал храма, где собирается народ Божий, Иисус справедливо получает звание „проводника” вместе с соответствующей властью полученной от Бога, что явно отличает Его от «воров и разбойников». Подобно палестинским пастухам, которые характерным способом подзывали своих овец, благодаря чему они были узнаваемы своим стадом, делает Иисус, который знает своих овец, и они знают Его и слушаются голоса Его. Добрый пастырь это тот, кто выводит овец наружу, на пастбища, отсюда следует, что Христос ведет своих овец к выходу, открывающему врата спасения, «овцы за ним идут», идут уверенно (ст. 4-5).

Поскольку – обратим на это внимание – слушатели не понимают слов, с которыми Иисус обращается к ним, Он переходит к следующему образу (ст. 6-10). Он говорит: «Я дверь овцам», а затем добавляет, что Он также является Путем, и это означает, что Он – единственный посредник «между Богом и человеками» (1 Тим 2, 5). Кто идет по Нему, тот находит спасение, безопасность и «пастбище», другими словами, полноту жизни. Пастырская миссия состоит именно в том, чтобы полностью посвятить себя служению овцам, что является полной противоположностью того, что делают те, кто узурпировал власть над людьми. Она, как неоднократно познаем, бывает очень эгоистична, жестока и сеет разрушения.

 

MEDITATIO

 

Все чтения этого воскресенья отмечены присутствием Христа, Доброго Пастыря, посланного Отцом, чтобы собрать воедино все стадо. Евангелие определяет этого Пастыря, как «дверь», ведущую во двор овчий. Он тот, кто позволяет вступить в тесный контакт и единство жизни с Отцом. Это основной азимут всей жизни человека: идти по направлению к дому, вернуться в лоно Отца, откуда пришел Христос и куда Он вернулся после выполнения своей миссии, касающейся нашего спасения.

Настоящее время является временем возвращения, поиска, тоски, и все, что происходит, имеет смысл только по отношению к цели, к которой мы стремимся. Таким образом, Божий план представляется нам как выход в поиске рассеянного народа, чтобы привести его к спасению, и, следовательно, к полноте жизни. Не надо, однако, ни на минуту забывать о том, что Иисус является дверью, через которую необходимо пройти, чтобы ее достичь: дверь спасения, жизни и надежды. Он все это, и даже нечто большее.

При этом добавим, что трудно найти в себе смирение, позволяющее распознать голос истинного Пастыря, Того, кто приглашает нас оставить узкий путь нашего эгоизма, чтобы привести нас в Царство подлинной свободы! Хотя это и нелегко, но вся наша жизнь зависит от этого нашего самого важного решения, чтобы слушать, следовать и погружаться в личность Иисуса.

 

ORATIO

 

Господи Иисусе Христе, Пастырь и пастбище Твоих верных, надежный Проводник и Путь жизни, Ты, знающий имя каждого, и ежедневно призывающий каждого из нас лично по имени, научи нас распознавать Твой голос, сделай нас способными чувствовать тепло Твоего присутствия, которое окружает нас, даже тогда, когда путь кажется узким, почти непреодолимым, а ночь глубокой и бесконечной.

Мы уверены, что, идя за Тобой без сопротивления и страха, дойдем до зеленеющих пастбищ рая, до животворящих источников, посреди которых Ты присутствуешь, а там Ты утолишь нашу жажду и позволишь нам отдохнуть.

 

CONTEMPLATIO

 

Господь сказал, что Он дверь овчарни. Что же это за овчарня, дверью которой является Христос? Это сердце Бога Отца. В нем и к нему Христос является поистине милой дверью, которую нам распахнуло настежь доброжелательное сердце Отца, прежде закрытое для всех людей. В этой овчарне собраны все святые. Пастырь — Предвечное Слово, дверь — Человечество Христа, под овцами подразумеваем человеческие души, в овчарне находятся также и ангелы. Путь в это славное стадо для всех разумных существ открыло Предвечное Слово. Оно само является также добрым Пастырем этого дома. Придверник — это Святой Дух (…).

О, с какой любовью и добротой Он открывает дверь Отцовского сердца, давая нам постоянный доступ к сокрытому сокровищу, к радости и достатку этого дома! Никто не может представить себе или понять, насколько Бог открыт и готов к приему. С какой жаждой, с какой поспешностью каждую минуту и каждый час выходит к нам навстречу! (…)

Придверник призывает своих овец за пределы овчарни, и точно также поступает Пастырь, которым является Предвечное Слово: называет их по имени и выводит наружу. Он идет впереди них, а они следуют за Ним. Он ведет и призывает овец, которые принадлежат Ему. Куда? – Туда, где живет. Он идет перед ними, чтобы они следовали за Ним. Куда? В овчарню, в сердце Отца – там Его обитель, Его бытие, Его отдых. Однако, все, кто желает попасть туда, должны пройти через дверь, которой является Христос-Человек. Его овцами являются те, кто не ищет своего и ничего своего не имеет, но в своем сердце жаждет только Бога и ни к чему не стремится, кроме как к славе Божьей и Его воле. [1]

Иоганн Таулер, Третья проповедь на день Пятидесятницы

 

ACTIO

 

В течение дня повторяй и живи Словом:

„Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться” (Пс 23,1).

 

ДУХОВНЫЕ ЧТЕНИЯ

1.

Кто такой Иисус? Иисус — Добрый Пастырь. Им самим мы побуждены к тому, чтобы считать Его именно таким. Это личность исключительно милая, кроткая и близкая. Только с нашим Господом может быть связано выражение бесконечной благости.

Позволяя познать Себя именно в таком свете, повторяет ободрение истинного Пастыря: это значит, рисует перед нами картину и отношения, полные нежности и сердечного тепла. Он знает своих овец и называет их по имени. А поскольку также и мы принадлежим к Его овчарне, поэтому имеем к Нему свободный доступ, что позволяет нам пребывать в Его близости. Он знает нас и называет нас по имени. Приближается к каждому и желает, чтобы мы вошли с Ним в сыновние отношения. Таким образом, проявляется доброта и нежность Господа. А способ этот возвышенный и труднообъяснимый. (…)

Христос, которого несем человечеству, является «Сыном Человеческим», как Он сам себя называл. Это первенец, родоначальник нового человечества; Брат, Попутчик, исключительный Друг. Только о Нем можно с уверенностью сказать, что «знал, что в человеке» (Ин 2,25). Был послан Богом, но не для того, чтобы осудить мир, но чтобы его спасти. Он — Добрый Пастырь всего человечества. Практически нет таких человеческих ценностей, которых бы Он не уважал, не возвысил и не искупил. Нет такого человеческого страдания, которое не было бы Им охвачено, сопереживаемо и недооценено. Не существует такой потребности человека – также той, источником которой является любое человеческое несовершенство – которую бы Он не взял на свои плечи и не познал, более того, не предложил другим людям, как объект их заботы и любви, как своего рода условие для их спасения.

Павел VI [Речь 28 апреля 1968]

2.

Отче, Ты дал нам своего Сына.

Даешь Его нам также и сегодня, на пороге нового тысячелетия.

Он является для нас Дверью.

Через эту Дверь входим в новое измерение и постигаем меру тех предназначений, которые Ты задумал по отношению к человеку.

Именно поэтому, Отче, Ты дал нам своего Сына, чтобы человек был уверен в том, чем жаждешь его одарить в вечности и чтобы человек имел силу исполнить Твой таинственный замысел любви.

Христе, Сын Девы Марии, Свет и надежда тех, кто ищет Тебя, хотя и не знает, а также тех, кто, уже зная Тебя, еще более Тебя ищет.

Христе, Ты – Дверь!

Через Тебя, в силе Духа Святого, желаем войти в третье тысячелетие.

Ты, о Христе, „вчера и сегодня и во веки Тот же” (см. Евр 13,8)

Иоанн Павел II [речь Urbi et Orbi, 25 декабря 1999]

 



[1] Tekst polski w tłum. W. Szymony, w: J. Tauler, Kazania, Poznań 1985, 208-212