Пастырское послание всем верным в Епархии Святого Климента в Саратове

ПАСХА 2014

gerb_EpiskВозлюбленные братья и сестры!

Время непосредственных свидетелей воскресения умершего на Кресте Иисуса из Назарета давно прошло. Останавливаясь в размышлении над происшедшим в то время в Иерусалиме, мы можем представить себе ликующую интонацию слов, когда ученики передавали друг другу весть, что Он воистину воскрес. Мария Магдалина и другая Мария, группа женщин; ученики, вернувшиеся из Эммауса; другие ученики, а потом — Фома и многие другие …. Все они пережили свою личную встречу со Христом Воскресшим. И их свидетельство было настолько убеждающим, что маленькая община сподвижников Распятого скоро выросла и мужественно перенесла жестокие гонения первых веков.

Что это были за встречи? Каким тогда был Иисус? Как нужно себе представить Воскресшего, просто, как «три дня спустя»? Почерк авторов не меняется на последних страницах Евангелий. На иконах и других изображениях нам нетрудно определить Иисуса — как до, так и после Его Воскресения. Но все это «не то» — не то, что пережили те, которые непосредственно встретились с восставшим из гроба Господом. Папа Бенедикт XVI в своей книге об Иисусе из Назарета осторожно нащупывает новый уровень действительности, называя тело Воскресшего светом.

Дорогие братья и сестры, несмотря на чёткую ограниченность времени встреч Воскресшего с людьми, именно они являются основанием христианской веры на все времена. Умом и сердцем мы принимаем свидетельство самых первых христиан и – кстати – тех, которые передали его нам: родителей, бабушек, священников, монашествующих, катехизаторов, друзей, коллег — то есть людей, которые нам по-человечески убедительно подтвердили, что Он воистину воскрес. «Вера от слышания», — пишет святой Павел Римлянам. Как важно было иметь людей, которые говорили нам о Воскресшем! И как важно, дорогие, чтобы мы говорили!

Да, мы не молчим. Нам свойственно в эти дни приветствовать друг друга с первоначальной пасхальной вестью: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!» Но, во-первых, мы делаем это, практически, только среди своих, единомышленников, а во-вторых, наша интонация, разумеется, отличается от той интонации, с которой об этом говорили друг другу ученики и женщины в Иерусалиме. Наше свидетельство, скорее всего, слабее, и эхо Пасхи постепенно угасает, … если не будет новых встреч.

Нет, я не говорю о еще одном промежуточном пришествии Христа в наше время. Я не говорю о мистических явлениях, я просто продолжаю напоминать о том, о чём мне важно говорить с того дня, когда Папа Иоанн Павел II поставил меня Вашим пастырем: Вера во Христа Воскресшего живёт от встречи с Ним, от общения, от пребывания в Его близости. Моя вера имеет влияние на моё отношение к другим людям, к обществу и даже ко всему творению, но сама вера – это личные отношения со Христом, которые Он дарит мне через Церковь. «Свидания» со Христом, о которых я говорю, являются не привилегией избранных душ, а призванием каждого христианина. Уже у пророка Иеремии мы находим красивое обещание Бога. Пророк пишет: «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь,…» (Иер 29,13.14а)

Сорок дней мы постились, дорогие братья и сестры. – Зачем? Чтобы смиренно подчеркнуть свое сожаление о наших грехах? Правильно. А зачем ещё? Не для того ли, чтобы наши сердца, глаза и руки снова открылись на (сегодня, к сожалению, легко забываемую) реальность присутствия Бога среди нас?

Когда Церковь и религия в общем становятся инструментом в руках кого-то, когда в храм приходят только ради исполнения предписанных обрядов или даже просто, чтобы их заказать, когда принимают таинства без надлежащей подготовки, когда живут для своих необъявленных богов, … тогда Бога убили. Нет, не на самом деле, но в своей жизни. Тогда нет никаких встреч с Ним, и хуже: даже нет желания встретиться с Богом.

Дорогие братья и сестры, я хотел бы пожелать вам встретиться с Воскресшим Господом,  и  чтобы эта встреча наполняла вас уверенной радостью. Пусть ваша – наша – жизнь со Христом станет настолько простой, красивой и привлекательной, что и другим наконец-то захочется поверить, что Он воистину воскрес.

Я поздравляю вас со Светлым Христовым Воскресением и соединяюсь с вами в моём общении с Господом.

С любовью во Христе,

Ваш Епископ Клеменс Пиккель

Ординарий Епархии Святого Климента в Саратове

Приходская газета № 118 (148) 20 апреля  2014 г.

Братья и Сестры, Христос Воскрес!
Воистину Воскрес!

1В свете Божьем мы видим свет! Это светлая ночь, о которой написано: и ночь будет светла как день; и ночь  – свет мой и ликование мое. Мы видели новый огонь! Мы видели Новый свет! Свет Христов! Мы празднуем Его победу!

Мы веселимся со всей Церковью, украшенной блистанием дивного света! Это ночь исхода из Египта! Это ночь, когда были разрушены узы смерти!

Это ночь победы над злом и тьмой!

Это ночь радости и веселья!

Это торжество Иисуса Христа:

«О счастливая вина Адама, заслужившая столь славного Спасителя!»

Братья и Сестры, Христос Воскрес и не только в прошлом. Воскресение – это наше освобождение. Мы были в Египте рабами наших грехов и немощей. Мы были в пустыне, в пустыне пустоты и жажды своих сердец. Мы были на Кресте, в смерти друзей и знакомых, в нашей боли.

Но мы увидели и уверовали. Мы видели надежду плачущих. Мы плакали и утешились. Ранили нас враги, и мы простили. Такая возможность есть потому, что Он Воскрес.

И Он Воскрес сегодня! Мы написали 2014 на Пасхальной Свече.

«Вот этот День
Сотворил Господь,
На радость, на радость нам
И веселье, и веселье!
Это день Спасения!
Это день Победы!
Это день надежды!
Мы радуемся от славы Иисуса.
Мы радуемся от нашего спасения.

Мы радуемся, что сила Божия, которой Он воскресил Иисуса из мертвых, воскрешает нас каждый день.

У нас новая заря, новое начало, несмотря на то, что было в прошлом. Мы – новая тварь!

«Очень рано утром пришли женщины ко гробу и не нашли Тело Господа Иисуса и когда были в страхе, ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мёртвыми? Его нет здесь!»

Он Воскрес! Он жив, Аллилуйя! Это – Самая Благая Весть для Иисуса и Нас. Его жизнь, Его сила, Его любовь обитают с нами. Это – Самая Благая Весть для Иисуса и для Нас.

Я поздравляю Вас со Светлым Воскресением и желаю вам крепкой веры, твердой надежды и всей благодати праздника. Я молюсь и надеюсь, чтобы мы все чувствовали присутствие Иисуса Воскресшего, Его Свет и Любовь в сердце, Его единство и прощение в приходе, и Его призыв к Нам свидетельствовать с радостью о Его Воскресении в Саратове и в наших сердцах.
Христос Воскрес!
Воистину Воскрес! Аминь

Отец Майкл Скрин MSC

 

Октава Пасхи

В литургическом календаре Католической церкви период, объединяющий Пасхальное воскресение и следующую за ним  Пасхальную неделюОктава(лат. octava — восьмая, от лат. octo, восемь), в богослужении — особый восьмидневный период, отсчитываемый со дня того или иного большого праздника. Каждый из восьми дней Октавы Пасхи считается Пасхальным празднеством. Облачение священников во время совершения литургии — белое, и потому в некоторых странах Октава Пасхи называется также Белой неделей.

Заканчивается Октава Пасхи в следующее воскресенье за праздником Пасхи, в византийском обряде называемом Антипасха, в традиции некоторых народов — Белое воскресенье (напр. нем. Weißer Sonntag) или Фомино воскресенье. Иногда «Октавой Пасхи» называется лишь это заключительное воскресенье. Дополнительно в этот день отмечается праздник Божественного Милосердия, учреждённый папой Иоанном Павлом II 30 апреля 2000 года. Во многих католических приходах в течение девяти дней от Страстной пятницы до субботы Пасхальной недели совершается новенна Божественному милосердию.

Праздник Божьего Милосердия

2

2Праздник Божьего Милосердия отмечается в первое воскресенье после Пасхи, то есть во второе пасхальное воскресенье, которое именуется Воскресеньем Божьего Милосердия. Сначала этот праздник ввёл в литургический календарь для Краковской архиепархии кардинал Франтишек Махарский (1985), а затем некоторые польские епископы сделали то же в своих епархиях. По просьбе польских епископов Папа Римский Иоанн Павел II в 1995 году официально ввел этот праздник в календарь для всех епархий Польши. В день канонизации сестры Фаустины, 30 апреля 2000 года, Папа провозгласил Воскресенье Божьего Милосердия праздником всей Церкви. 

        Установить этот праздник пожелал сам Иисус, в видении сказавший сестре Фаустине: Я желаю, чтобы первое воскресенье после Пасхи было праздником Милосердия (Дн.299). Я желаю, чтобы праздник милосердия был спасением и убежищем для всех душ, а особенно для несчастных грешников. В этот день открыты глубины Моего милосердия, Я изливаю целое море милостей на душу, которая приближается к источнику Моего милосердия; та душа, которая в этот день приступит к исповеди и Святому Причастию, получит полное отпущение грехов и избавление от наказания; в этот день открыты все каналы, по которым изливаются милости (Дн.699). В ряде откровений св.Фаустине Иисус определяет не только день для этого праздника в литургическом календаре Церкви, но также мотив и цель его установления, способ подготовки и празднования, а также даёт великие обетования. Наибольшим из них является обещание полного отпущения грехов и избавления от наказаний, связанное с принятием Святого Причастия в этот день после хорошей исповеди (без привязанности даже к малейшему греху), в духе благочестия, связанного с культом Божьего Милосердия, то есть в доверии Богу и в деятельной любви к ближнему.

По словам священника проф. Игнатия Ружицкого, это даже большая благодать, чем полное отпущение грехов (индульгенция), поскольку индульгенция – это всего лишь отпущение прижизненных наказаний, причитающихся нам за совершённые грехи, и никогда не являвшееся прощением грехов как таковых. Эта экстраординарная благодать превышает также благодать шести таинств, за исключением таинства крещения: отпущение грехов и избавление от наказания – благодать, присущая исключительно таинству крещения и даруемая в оном. В процитированном выше обетовании Господь связал отпущение грехов и избавление от наказаний со Святым Причастием, принятым в праздник Милосердия, то есть с этой точки зрения возвысил его до ранга «второго крещения». Подготовкой к этому празднику должно быть чтение новенны – чтение Венчика Божьему Милосердию в течение 9 дней, начиная со Страстной пятницы. Праздник милосердия исходит от Меня ради утешения целого мира (Дн.1517), – сказал Христос сестре Фаустине.

 

Пасхальное Воскресенье

Lectio

Первое чтение: Из Деяний Святых Апостолов 10. 34a. 37-43

Петр отверз уста и сказал:  Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:  как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.  И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.  Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться  не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.  И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.  О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

 

Святой Петр, исполнившись Святого Духа, сильным и твердым словом описывает то, что произошло с Иисусом из Назарета. Итак, благодаря Петру, способствовавшему развалу барьеров, являющихся результатом строгого и неукоснительного соблюдения заповедей еврейского закона, провозглашение вести о спасении – керигмы – начинает достигать также и язычников. Многие из них приняли христианскую веру, поскольку имели открытые сердца. Ссылаясь на это обращение Апостола, св. Евангелист Лука предоставляет нам подлинные фрагменты служения «первоначальной евангелизации» зарождающейся Церкви. Итак, можно легко заметить, что темой такого обучения была личность Иисуса из Назарета, Мессии помазанного Богом Святым Духом (ст. 38). Другими словами, тем самым Апостолы дают свидетельство о том, как Иисус Христос во время Своей земной жизни творил чудеса, исцелял больных и освобождал от злого духа тех, кто находился под властью дьявола. Заметим, что равно как вера, миссионерское участие, так и великая радость или даже энтузиазм учеников Иисуса происходят из опыта переживания пасхальной тайны, из встречи с воскресшим Христом, который — как сами думали ранее, — умер навсегда. Именно это является содержанием их живого свидетельства. Этого Иисуса, отвергнутого людьми и умершего на кресте, «Бог воскресил из мертвых», чем закрепил истину, которую проповедовал сам. Следует подчеркнуть и тот факт, что Воскресение Иисуса приписывается Богу, а не власти или силе самого Христа, что только укрепляет веру в древнее происхождение этого керигматического фрагмента.

Кроме того, св. Петр, погружаясь в пыл проповедования, добавляет: это не какие-то сказки или обычные человеческие заблуждения, но настолько конкретная реальность, что к ней можно возвращаться посредством обращения к самому элементарному опыту: «с Ним ели и пили». И это было возможным благодаря тому, что Иисус явился «предъизбранным от Бога» (ст. 41). Тем не менее, это избрание стремится к всеобщей или католической открытости. Апостолы получили от Иисуса задание провозглашения, чтобы все люди узнали, что Бог определил Судьей живых и мертвых (см. Дан 7,13сл; Мф 26, 64) Того, Который был распят и воскрес, и через свою жертву заслужил прощение грехов для каждого, кто в Него верит (ст. 42-43).

 

Второе чтение: из Послания к Колоссянам 3, 1-4

Братья: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

 

В Послании к Колоссянам — одном из так называемых узнических посланий – Св. Павел, начиная с событий Пасхи (ср. Кол 1,12-14), поднимает тему космического измерения тайны Христа и указывает на ее существенные черты. И так Иисус является создателем вместе со своим Отцом (1,16), рожденным прежде всякого творения и новым Адамом (1,15), Главой тела, которое называется Церковью, и Спасителем мира (1,16-20). Каждый христианин становится живым членом Христа. Это воплощение осуществляется в акте крещения, который делает крещеного человека участником смерти и воскресения Господа. Но совершается оно также благодаря вере, которая приводит к полному развитию крещальных задатков этого таинства христианского посвящения. Подчеркнем еще одно: духовная реальность не ведет только к сознательному отказу от греха и следованию по пути новой жизни, но также и решительному направлению к азимуту, каким является небесная реальность. Тем более что эти усилия сопровождаются осознанием новой тождественности – личности Божьего ребенка. Таким образом, христианин отчасти определяет себя как паломника, стремящегося к вечной родине. Обратим внимание, что с одной стороны, он еще к ней идет, а с другой в то же время – во Христе Воскресшем — уже в ней находится.

Отсюда проистекает необходимость принятия мудрых решений и исканий «горнего» (ст. 1), и, следовательно, проживания жизни истинно воскресшего из мертвых и стремящегося к небесной славе. Здесь же следует искать побуждения Павла к тому, чтобы оставить все, что делает нашу жизнь показным и бесполезным (ст. 3,3). Ибо христианин умер для земных дел, но живет сокрытый в Том, который Сам является Жизнью. Когда же Христос явится во славе, тогда перед глазами всех проявится и духовная красота всех тех, кто ежедневно жил по вере и нашел в Нем единство и полноту (3, 4).

 

Второе чтение: Первого Послания к Коринфянам 5,6b-8

Братья: Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.

Встреча с воскресшим и живущим Христом определяет и обозначает нравственность христианина, который теперь становится свободным от бремени жестких и конкретных норм поведения. Вот почему св. Павел сознательно может обращаться к пасхальной тайне, особенно тогда, когда в определенных ситуациях, таких как, например, в общине в Коринфе, вынужден авторитетно вмешиваться.

Ссылаясь на еврейскую Пасху, которую Иисус дополняет и превосходит своей искупительной смертью, Св. Павел призывает очистить старую закваску, и только тогда начать торжественное празднование. Эта «старая закваска» является признаком испорченности, а она ни в коей мере не должна иметь места в новой жизни христианина (ст.7)

Теперь вы – как бы говорит Коринфянам Апостол Павел – должны стать новым хлебом, который освящает сам Христос через принесение в жертву самого себя. Он – истинная Пасха, непорочный Агнец, чья кровь защищает нас от смерти (см. Исх 12,12сл). Поэтому, зная об этой жертве, христианин призван к новой жизни и к изгнанию из своего сердца старых привычек, различных незначительных и существенных недостатков, чтобы предстать перед Богом в истинной чистоте и искренности, как новый пасхальный хлеб (ст.8)

 

Евангелие: от св. Иоанна 20, 1-9

В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

Прежде, чем ученики  встретили воскресшего Господа, они пережили болезненный опыт пустого гроба. Они убеждаются в том, что тело Иисуса отсутствует. Кроме того, этот факт уникальным образом был подчеркнут четвертым евангелистом. Св. Иоанн вводит читателя в диалектику видения, короче говоря, веры, которая является своего рода «духовным видением». Процесс обнаружения сущности веры нарастает в двух следующих главах (20. и 21.), при чем Апостол подчеркивает уникальность тех, кто не видел, но уверовал (Ин 20,29). В сегодняшнем отрывке эта «диалектика видения», приводящая к вере, представлена в использовании близких друг другу глаголов: «увидеть» и «видеть». Первый предполагает простую регистрацию явления, второй же предполагает, что кто-то не только что-то увидел, но и «воспринял». И в этом определенном смысле «понял» (ст.1,5; ст.6, ст. 8).

Заметим, что история о Воскресении содержит две важные детали. Первая указывает на время: «в первый же день недели», вторая на период времени: «когда было еще темно». Таким образом, Иоанн подчеркивает уникальность этого первого дня недели, с которого начинается новое творение. Вот – как бы говорит евангелист – истинный «день Господень»  (dies dominica); день, в который доверчивая вера – еще не освященная великолепием Воскресшего – ходит во тьме и ведет за врата смерти.

К этому добавим: первый пример такой доверчивой веры – это Мария Магдалина. Когда она пришла ко гробу – и, вероятно была не одна, на что указывает форма множественного числа, используемая в стихе 2б – «видит» (по-гречески blépei, надлежит применять слово «видит», ст.1.) отваленный от гроба камень. Движимая тем, что увидела, уже не обращает внимания на все остальное, но быстро бежит к Петру – значимость его личности подчеркивают все традиции – и к «другому ученику, которого любил Иисус». Все указывает на то, что речь идет об Иоанне, который является автором четвертого Евангелия. Итак, Мария Магдалина бежит, чтобы сказать им, что унесли тело Господа из гроба. Апостолы вначале пошли, а затем побежали туда. И хотя другой ученик прибежал к гробу первый, не вошел в гроб. Но наклонился и также «увидел» (греч. blépei, ст. 5) лежащие пелены. Вслед за ним пришел Петр. Он вошел в гроб, и «видит» (греч. theōrêi, ст. 6) пелены лежащие, а также плат, который был на главе Его, и который лежал особо свитый на другом месте.

Таким образом, Евангелист предоставляет нам несколько ценных замечаний. Необходимо обратить внимание на разницу между этими деталями и деталями, связанными с воскресением Лазаря (Ин 11,44). Важно отметить, что Петр, разглядывая каждую деталь пустого гроба, находится в тишине, в которой можно было почувствовать почти физическое присутствие невысказанных вопросов… «Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал» (ст.8). Здесь был использован крайне важный глагол: êiden. Чтобы понять его значение, достаточно сказать, что от него происходит слово: «идея» (представление, понятие). Когда ученик увидел, он начал представлять себе, что же здесь случилось. И так переходит от реальности, которая доступна его чувствам, а именно происходит на его глазах, к тому, что в ней сокрыто. Так приходит к вере, которая еще остается в полумраке, на что указывает стих 9, а также последующее повествование. Описанная здесь ситуация помогает нам понять, что вера не является чем-то таким, что можно обрести раз и навсегда. Это скорее начало пути к пребыванию в единстве с Господом; единстве живом и подверженном непрерывному углублению, вплоть до обретения полноты жизни в царстве бесконечного света.

 

MEDITATIO

„Радость моя! Христос воскресе!». Такими словами преподобный Серафим Саровский приветствовал тех, кто посещал его, либо тех, кого он встречал на своем пути. Таким образом, он становился посланником пасхальной радости. В день Пасхи из евангельского повествования проистекает радость Воскресения. Она адресована всем людям через ангелов, а также через свидетельство благочестивых женщин, Апостолов и христиан предыдущих поколений. Иными словами, через всех тех, кто вечно жив в Живущем. Их слова являются своего рода поощрением, если не сказать провокацией. Благодаря этому призыву, в сердце каждого человека рождается важный вопрос, связанный с жизнью каждого из нас: кем для тебя является Иисус Христос? Этот вопрос мог бы стать кровоточащей раной, если бы не указывал на путь, дающий возможность найти соответствующие ответы. Ибо Виновника жизни не следует искать и невозможно найти среди мертвых. Иисуса не встретишь на страницах учебников по истории или в словах тех, кто указывает на Него как на одного из многих учителей человеческой мудрости. Хотя бы потому, что Он, будучи освобожден от уз смерти, Сам выходит к нам навстречу. На пути человеческой жизни невозможно не встретиться с Ним. Но необходимо быть осторожным, потому что Иисус принимает образ путешественника, нищего или простого садовника. Он тоже, будучи по-своему неуловимым, совершенно разным, позволяет найти Себя в Церкви, которая была послана для того, чтобы принести благую весть о Воскресении во все концы земли.

Что действительно важно, это отправиться рано утром в путь. Без промедления, будучи свободным от всех предрассудков и страхов, но полным надежды, преодолевающей любые сомнения. Так и только так. А сегодня, имея такую открытую для надежды готовность, мог бы встретить живого Господа? Конечно же, да. Тем не менее, для каждого как способ, так и место встречи будут разными. За исключением одного: радикальное преобразование личности, которое является необходимым условием для встречи с Воскресшим Господом. Поэтому, когда встречаешь брата, который без всякого стыда приветствует тебя: «Радость моя! Христос воскресе», будь уверен, что он уже встретил Христа. Если встретишь человека, который всецело посвятил себя другим братьям и делам неба, будь уверен, что он уже встретил Христа… Следуй за ним, познавай его секреты, а затем также и для тебя  наступит желанный час встречи.

 

ORATIO

Соделай, Господи, чтобы и мы также ощутили себя людьми призванными, замеченными и узнаваемыми Тобой, присутствующим среди нас, и чтобы мы могли таким образом открывать единственную истинную ценность нашего существования среди различных творений, подлежащих уничтожению.

Дай нам сердце смиренное, открытое и всегда готовое для того, чтобы встретиться с Тобой и позволить Тебе запечатлеть в нас Твой Божественный знак, который, хотя и похож на глубокую рану, является непередаваемой болью и радостью, и все же дает уверенность в том, что мы созданы для Тебя, принадлежим Тебе и не желаем ничего иного, как только пребывать вместе с Тобой, нашим единственным Господом.

Хотим приблизиться к Тебе в это Пасхальное утро, встав перед Тобой с босыми ногами надежды, чтобы  прикоснуться к Тебе пустыми руками нашей бедности, посмотреть на Тебя глазами любви и послушать тебя открытым ухом веры. Когда приближаемся к Тебе, ощущаем некоторый страх или опасение, призываем Твое Имя, которое, словно музыка и пение, звучит в глубинах нашего сердца, где Святой Дух, оплакивая с невыразимым стоном наши страдания, своей сладостью и силой приводит нас на путь любви.

 

CONTEMPLATIO

Действительно ли твой дух в полноте воскрес со Христом, ты сможешь это утверждать только тогда, когда сумеешь сказать с полной уверенностью: ”Если Христос жив, то этого мне достаточно!”. Эти слова выражают истинную и искреннюю привязанность к Иисусу, достойную Его друзей. „Если Христос жив, то этого мне достаточно!”. Если Он живет, то и я живу, потому что моя душа заключена в Нем; Он — моя жизнь и все то, в чем я более всего нуждаюсь. Если Иисус жив, чего мне еще недостает? Даже если мне будет чего-то не хватать, то это не будет иметь для меня никакого значения, ибо Иисус жив… Если Он допустит, что мне не будет хватать меня самого, достаточно того, чтобы Он жил, даже для себя самого. Когда любовь ко Христу всецело поглотит сердце человека, и до такой меры, что он забудет о себе, а оно будет настроено только на Иисуса Христа и на все то, что Его касается, тогда это будет означать, что любовь в нем совершенна.

Бл. Гуерик из Игны, Пасхальная проповедь, I, 5

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего» (Кол 3,1).

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

В непрерывном ходе событий нашелся единый центр; была найдена своего рода точка опоры: Христос воскрес! Существует только одна истина: Христос воскрес! Существует только одна истина, адресованная всем: Христос воскрес!

Если бы Богочеловек не воскрес, то и весь мир был бы одним большим абсурдом, а Пилат был бы прав, задавая этот высокомерный вопрос: „Что есть истина?” Если бы Богочеловек не воскрес, то и все ценности стали бы – и это окончательно — пресловутым фунтом лоскутов, а сама красота бы перестала существовать, и при том безвозвратно. Если бы Богочеловек не воскрес, тогда бы точно рухнул мост, соединяющий небо и землю, а мы бы потеряли и то, и другое. Не познали бы мы небо и не могли бы защитить землю от разрушения. Но Тот, по отношению к которому несем наиценнейшую вину, воскрес, а Пилат и Каиафа облачены в бесславие.

Таким образом, трепет радости охватывает все творение, которое испытывает невыразимую радость, ибо Христос воскрес и призывает к себе также свою Церковь: «Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!». Совершается великое дело искупления. Прорастает семя жизни и непонятным образом обновляет сердце творения. Невеста и Дух говорят Агнцу: «Приди!». И так в красоте своего первоначального великолепия Невеста встречается с Агнцем.

Павел Флоренский, Сердце Херувима [Казале Монферрато 1999,172-174]

2.

 Гроб пуст. Это немой свидетель главнейшего события человеческой истории: воскресения Господа нашего Иисуса Христа. На протяжении почти двух тысячелетий этот пустой гроб давал свидетельство о победе Жизни над смертью. Наряду с апостолами и евангелистами, с Церковью, существующей в каждое время и в каждом месте, мы также свидетельствуем и провозглашаем: „Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти” (ср. Рим 6, 9). (…) Воскресение Иисуса является последней печатью всех Божьих обещаний, местом рождения нового воскресшего человечества, залогом истории, отмеченным мессианскими дарами мира и духовной радости. На заре нового тысячелетия христиане могут и должны смотреть в будущее с непоколебимым упованием на славную силу Воскресшего Господа, с которой Он творит все новое (см. Откр 21, 5). (…)

С этого места, где Воскресение было провозглашено сначала женщинам, а затем Апостолам, настоятельно призываю всех членов Церкви, чтобы вновь дали обет послушания Божией заповеди проповедовать Евангелие по всему миру. На заре нового тысячелетия существует большая потребность в провозглашении с крыш Благой Вести о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. » (Ин 3, 16).

Иоанн Павел II [проповедь в базилике Гроба Господня в Иерусалиме