Приходская газета 117

№ 117 (147) 13 апреля  2014 г.

Вербное воскресенье

1

Пасхальная тайна

Некоторые вещи ясны как Божий день. Они просто есть, нравятся они нам, или нет. Некоторые выглядят довольно-таки угрожающе. Некоторые дарят радость и надежду. Новый ребёнок в семье может творить чудеса. Восстановленное здоровье может изменить всё в чьей-то жизни. Решение по-настоящему прощать может дать сердцу невыразимую свободу. Встреча с другом может обновить надежду. Человеческое сердце очень гибко.

Нам нужна эластичность. Мы живём в мире жизни и смерти. Мы не можем отрицать реальность. Мы не можем украшать распятие. Таким образом, перед нами стоят большие вопросы: «Что же значит вся тайна жизни и смерти? Как найти немного света и немного смысла? Куда идти и на что надеяться в этой величайшей человеческой дилемме?»

Христиане верят, что им дан ключ к пониманию во Христе Иисусе. Уже с самого момента творения Бог скрыл в нашей человеческой жизни её смысл и надежду. Наше «путешествие» по жизни должно раскрыть наше значение. Если мы прислушаемся к нашей жизни и нашему телу, если мы прислушаемся друг к другу, то мы увидим тот образец поведения, который непременно приведёт нас к счастью. Но, к сожалению, наша человеческая история пошла неверным путём. Мы утратили ключ к пониманию. Мы утратили путь к сердцу ближнего. Мы утратили свой путь к Богу.

Но Бог никогда не терял Своего пути к нам. Он всегда старается призвать нас к нашей истине. Слова пророков затрагивают струны наших сердец, приглашая нас пойти к воде, чтобы «пить и жить» (Ис 55,1-3). Но даже голоса пророков были только сигналом, призывом к чему-то большему.

Когда исполнилась полнота времён, «человек был послан от Бога». Он воплотил в человеческую жизнь всё, что является истинным и прекрасным для всех нас. Однако Его истина слишком озадачивала людей. Они убили Его. Но смерть оказалась не последним словом. Его смерть была преобразована в Воскресение и славу. И это ещё не всё. Восхитительная благодать заключается в том, что Его смерть и Воскресение стали для нас прообразами нашей собственной смерти и воскресения. Быть христианином значит умереть со Христом, чтобы жить с Ним и жить с избытком.

Община учеников Иисуса –  Церковь, празднует эту великую тайну смерти и Воскресения во время Страстной Недели. Празднование Литургии значит, что мы входим в опыт смерти и воскресения Иисуса. Чтобы пережить это эффективно, нам нужно чувство образов и Таинств. Когда мы празднуем Таинства в Церкви, мы даём спасительному деянию Иисуса произойти еще раз в нас. Таинства –  это реальный уровень жизни, но другой. Они говорят нам что-то, и они делают что-то. Иисус благословил хлеб и дал его Своим ученикам. Этот хлеб стал Его Телом, преданным за них. Он отдал жизнь на Кресте, претворяя в жизнь знак, который Он дал в хлебе и вине. Мы благословляем и преломляем хлеб и принимаем ответственность, жить для других, как делал Он. Чтобы позволить Таинству изменить нас, мы должны войти в Него душой и телом.

Страстная Неделя похожа на драгоценный камень, который сияет различными цветами и принимает различные формы, когда его поворачивают. Цвета и формы – это многочисленные темы, аспекты, образующие все богатство этой Недели. Таинства и Богослужения становятся динамичными, когда мы находим себя в них.

Мы любим истории. Когда мы их слушаем, они действуют на нас как зеркала: показывают нам наши мечты и надежды, и даже наши ошибки. Истории стары как мир. Эли Майзель говорит: «Бог сотворил человека потому, что Он любил истории». Мы являемся частью каждой истории, и в особенности истории пути Бога с человечеством. Мы являемся частью трагедий и триумфов. Но мы забывчивы. Нам нужен кто-то, кто бы пел в нашем сердце песню, когда наша память подводит нас. И именно в этом и заключается задача Литургии Страстной недели.

Библия начинается с сотворения мира. На Страстной Неделе эта история читается в ожидании нового творения. В Аврааме был сформирован новый народ, с которым был установлен Завет на крови. Теперь же Новый и Вечный Завет установлен в Крови Христа. Исход бывших рабов из Египта – великая история спасения в Ветхом Завете. Иисус – это новый Исход, не только из Египта, но и из рабства греху и смерти. Присутствует и тема вавилонского пленения, и призыв пророков к обновлению сердца и духа. Смерть и Воскресение Христа даруют Духа, который преобразит сердца каменные в сердца плотяные. Литургия Крещения призывает нас умереть со Христом, чтобы сойти в воду, в могилу нашей собственной тьмы и греха, чтобы омыться и полностью обновиться. Это призыв быть на кресте вместе с Иисусом, соучаствовать в Его смерти, чтобы мы могли участвовать в Его жизни.

Вера даёт нам новые глаза. Вера дает нам глаза не для того, чтобы мы видели разные вещи, но чтобы мы видели вещи по-разному. Во всех нас есть и жизнь, и смерть. Вера призывает нас на этой неделе открыть глаза и увидеть эти древние истории как свои собственные, чтобы мы почувствовали обновление, почувствовали себя освобождёнными от рабства греху, освобождёнными из изгнания, и почувствовали себя ближе к Господу. Мы сходим в могилу со Христом, чтобы мы смогли воскреснуть с Ним во славе.

Это не только наш личный путь. Это также общественный или общинный призыв. Мы можем быть мёртвыми в структурах несправедливости и коррупции. Мы можем чувствовать себя в тюрьме бессилия, среди узких могильных стен безбожия в нашей жизни, или в оппозиции окружающим нас силам, которые ругают Евангельские ценности. Нам необходима большая сила, которая преобразила бы нашу общественную жизнь. Эта сила – из Воскресения.

Великий Четверг – это необычный день света и тьмы, верности и предательства. Иисус празднует великий исторический праздник освобождения – еврейскую Пасху. Он Сам становится Агнцем окончательного освобождения. Это день трапез и воспоминаний. Пасхальная трапеза в истории Его народа и  новая трапеза Его Тела и Крови, исполнение вечных стремлений Бога и человека.

Это история зерна пшеницы, которое умирает, история винограда, выжатого чтобы стать нашим вином, история надежды, всегда живущей в человеческом сердце. Именно в этот день мы празднуем то, что Один Человек, умерший и воскресший, становится нашим хлебом и вином. Это время, призывает нас омыть друг другу ноги, создать общину любящих учеников, чтобы люди действительно смогли увидеть, «как эти христиане любят друг друга», чтобы все знали о том, что бедные – одеты, голодные –  накормлены, печальные — утешены, чтобы всё творение благословило Бога за Его чудесные деяния.

Святая Пятница – это наиболее бесславный день, когда мы, убив Его, убили и нашу лучшую надежду. Мы можем хорошо приготовиться к празднованию Страстной Литургии тем, что позволим себе почувствовать глубину зла внутри нас и вокруг нас. Это может означать вхождение в муки неверующего, заключенного в пустоте самого себя. Необходимо прочувствовать деградацию людей из-за войны и насилия, боль беспомощность наркомана или алкоголика, или тюрьму греховных привычек. Предательство Иисуса может быть понято лучше, если мы размышляем над чувствами брошенной жены или мужа, над грехами священников, над чувствами людей, преданных своими друзьями или партнёрами.

Насмешки над Иисусом хорошо понимают люди другой национальности и цвета кожи, над которыми смеются как над второсортными. Умывание рук Пилатом может помочь нам понять нашу собственную слабость и побег от ответственности. Предательство Петра может отзываться эхом в нашей собственной слабости перед угрозами и компромиссами в жизни. Память о потерях прошлого года может помочь нам понять чувство потери, которое испытала Мария и близкие к Иисусу люди. «Чья боль как моя боль?» Если мы будем подходить с такой восприимчивостью к Богослужению, смотря и  слушая, мы обнаружим, что это не просто история, но и Таинство, в котором мы тоже принимаем участие. Мы можем принимать участие в частях чтения Страстей. Мы являемся частью Страстей. Это –  Страсти человечества.

Страданием Христа достигается наше спасение. Если мы позволим, чтобы оно нас коснулось, мы обнаружим, что мы похожи на людей, пришедших на Голгофу. «Когда люди, собравшиеся на зрелище, увидели, что случилось, они пошли по домам, бия себя в грудь» (Лк 22,48).

После Литургии Слова в Страстную Пятницу идут торжественные молитвы за Церковь и за мир. Глубина нашей испорченности делает нас невыразимо бедными. И всё же мы надеемся, что Бог прислушается к крику бедных через молитву Иисуса Распятого и Воскресшего. После этих молитв идёт торжественное Воздвижение Креста, за которым следует поклонение верующих. Нас приглашают посмотреть на «Крест, на котором был распят Спаситель мира», и затем пойти и поклониться Кресту. Торжественная музыка приглашает нас вступить в темноту, чтобы мы смогли ждать свет с надеждой.

Заключительной частью этой Литургии является Святое Причастие. Это единственный день в году, когда Церковь не празднует Святую Мессу. После Причастия, литургия заканчивается молитвой, без благословения и без музыки. Пустота церкви и дарохранительницы, отсутствие цветов, украшений — всё это выражает ощущение потери и трагедии этого дня.

Пасха – это Праздник Праздников и Торжество Торжеств, кульминационный пункт всей миссии Иисуса Христа. Это –  момент победы жизни над смертью, света над тьмою, надежды над отчаянием. Bcё теперь не так как прежде. Появилось «новое творение». Вся Литургия Навечерия Пасхи тесно связана с посвящением новых членов Церкви через обряд крещения, миропомазания и Евхаристии. Сам этот факт является символом победы Христа, становящейся нашей собственной победой в жизни новых последователей, которые вот-вот будут приняты в лоно Церкви.

Богослужение Навечерия Пасхи исключительно богато символами, соединяя великие библейские темы –  творение, Завет, Исход, Пасху, Изгнание и возвращение –  с Христом и с нами, когда Он становится Пасхальным светом, светящим во тьме.

Церемония света делает акцент на этот великий момент прорыва. Когда благословляется новый огонь, на Пасхальной Свече пишут год, провозглашая «Христос вчера, сегодня и вовеки». Свет возносят, говоря: «Lumen Christi», Свет Христов. Гимн «Exultet» выражает радость на небесах и на земле, что Бог дал нам такого Спасителя, Который зовёт нас из тьмы, рабства и смерти в Свет Христа Воскресшего. Вторая часть Богослужения –  Литургии Слова. Чтения выбираются таким образом, чтобы дать историю Сотворения, заветов, Исхода, пророков, но теперь всё это читается в свете Пасхи. Теперь они приобретают новое значение, потому что у нас есть ключ к их пониманию: Христос Воскресший и Его единство с нами. Мы, наконец, можем понять Божий план, согласно которому «если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим 6,8).

Литургии Крещения следует за проповедью. Новые люди присоединяются к святым Церкви. Мы просим их молитв. Крещальные воды благословляются, чтобы они обладали силой Воскресения. Новые кандидаты отвергают старую жизнь, исповедуют свою веру и получают Крещение. Затем все приглашаются исповедовать свою веру и обновить своё крещение. Церемония продолжается Евхаристической Литургией и участием всех в Теле и Крови Христа.

День Воскресения, начавшийся на вечерней Литургии, продолжается и на следующий день. Витает чувство того, что случилось что-то новое. Радость наполняет мир. Люди знают это и хотят рассказывать об этом друг другу снова и снова. «Христос воскрес! Христос воскрес!» «Почему вы ищете живого среди мёртвых? Его нет здесь. Он воскрес!»

Отец Майкл Скрин

Пасхальное Триденствие

2Пасхальное Триденствие – это дни нашего искупления, в которые вершились события изменившие лик мира. Церковь особо выделяет их в своей литургической жизни. Богослужения этих дней особыми знаками и молитвами погружают народ Божий в тайну того, что происходило множество столетий назад. Пасхальное Триденствие, являющееся центром литургической жизни Церкви, сохранило в себе гораздо больше традиций и обрядов древних времен, чем обряды Мессы рядового времени.

Великий Четверг. В Четверг перед полуднем в кафедральных соборах служится, так называемая, Месса освящения мира и благословения елея. В нашей епархии эту Мессу, из-за большого  расстояния между приходами,  служат в кафедральном соборе в Великий Вторник. Литургию совершает епископ в сослужении с духовенством, представляющим всю епархию, что видимым образом подчеркивает единство священников с правящим архиереем. Во время Службы епископ освящает масло, используемое при совершении таинств: хризма — при миропомазании и рукоположении, катехуменорум — при крещении, инфирморум — при елеопомазании. Во время этой Литургии все священники публично обновляют свои обеты, принесенные некогда при рукоположении.

Вечером в Великий Четверг совершается Месса Воспоминания Тайной Вечери, которая собственно и открывает Пасхальное Триденствине. Эта Литургия переносит нас в иерусалимскую горницу, где Спаситель установил Таинства Евхаристии и священства. Во время Тайной Вечери Христос продемонстрировал ученикам пример любви, омыв им ноги. До сих пор во многих церквах в начале богослужения священники омывают ноги прихожанам. Этот обряд называемый Mandatum. Документы свидетельствуют, что этот обряд существовал в Риме с XII века. Уже в раннем Средневековье он был распространен в монашеских общинах Запада, а устав святого Бенедикта предписывал совершать омовение ног при раздаче пищи нищим, приходящим в монастыри. Затем омовение ног перешло и в литургию. Около 800 года в аббатстве Рейнхенау (Reinchenau) появился гимн «Ubi caritas et amor» («Где любовь и милость»), который обычно исполняется при совершении обряда омовения ног во время Литургии Великого Четверга.

С Литургией Великого Четверга связана еще одна традиция: во время пения гимна «Слава в вышних Богу» к прославлению верующими Создателя присоединяются орган и все колокола, которые потом замолкают до Пасхи. Эта традиция, переносит нас в те времена, когда во время Литургии не использовали музыкальных инструментов и колокольчиков. После Причастия священник окаждает стоящие на алтаре Пресвятые Дары и вместе с процессией, под гимн «Pange, lingua», написанный святым Фомой Аквинским, переносит их в так называемую «темницу» или, как правильнее, алтарь выставления. Перенесение Даров – это древний обычай, уходящий своими корнями в давние времена, когда в церквях еще не было дарохранительниц и, после каждой Мессы, священник уносил Дары в ризницу, либо в иное предназначенное для этого место. В Великий Четверг этот обычай имеет символическое значение, он напоминает нам арест Христа и Его заключение в темницу.

После Божественной Литургии с алтаря снимаются все покровы, свечи и крест. Это связано с древней традицией, когда все богослужебные принадлежности прятали от возможных грабителей. Однако сейчас этот обычай приобрел совершенно иной смысл – снятие с алтаря покровов символизирует Страсти Христовы, а особенно снятие с Него одежд перед распятием. Некогда при снятии покровов с алтаря читался 21 псалом, в котором заключено пророчество о Христовых страданиях.

Великая Пятница, согласно свидетельствам Эгерии, написанным около 400 года, была днем, когда жившие в Иерусалиме христиане собирались в церкви, построенной на Голгофе, и поклонялись реликвиям Святого Креста, на котором умер Спаситель. Происходило это около шести часов утра. В полдень верные собирались в церкви снова, чтобы до трех часов дня слушать и размышлять над фрагментами Священного Писания, повествующими о Страстях Христовых.

Ныне Богослужение Великой Пятницы – Воспоминание Страстей Христовых, совершается в послеполуденные часы, чаще всего около трех часов дня, когда, судя по Евангельскому повествованию, Христос умер на кресте. В начале богослужения священнослужители в литургических одеяниях красного цвета подходят к алтарю, который символизирует Христа, и простираются перед ним ниц, либо становятся на колени, а все верующие, собравшиеся на службу, молятся в тишине. Этот обычай переносит нас в Средневековье, тогда священники «лежали крестом» перед алтарем в начале каждой Мессы.

После этого начинается Литургия Слова, во время которой читаются Страсти Христовы из Евангелия от Иоанна. По традиции, идущей из Средневековья, Страсти могут читать или петь «по ролям» несколько человек. Литургия Слова завершается торжественной Вселенской молитвой в староримской форме. В идеальном варианте она выглядит следующим образом: диакон, стоя у амвона, дает интенцию для молитвы, все присутствующие в церкви молятся некоторое время в тишине, а затем священник, стоящий у места предстоятеля или у алтаря, вознеся руки, читает молитву. Во время этой Вселенской молитвы все верующие возносят свои прошения о Церкви и священнослужителях, о верующих и неверующих, о единстве христиан, о бедствующих, обо всем мире.

Вторая часть Богослужения – Поклонение Кресту. Существует несколько форм этого обряда, чаще всего у нас оно совершается  следующем образом: постепенно снимая с Распятия фиолетовый покров, покрытый за неделю до Вербного Воскресенья, священник возглашает: «Вот древо Креста, на котором был распят Спаситель мира». Народ отвечает: «Придите, поклонимся». Затем начинается само поклонение. По традиции все присутствующие на богослужении, подходя по одному к распятью, целуют его, таким образом, почитая Христовы Страсти. Традиционно во время Поклонения исполняются песнопения, написанные еще в VIII веке «Popule meus» («Мой народ») и «Hagios o Theos» («Святый Боже»).
В этот день Евхаристической литургии нет. Жертву совершает Сам Христос. Верные причащаются Даров, освященных в Страстной Четверг. Интересно, что с 1622 по 1955 годы в этот день причастие было запрещено, однако папа Пий XII отменил этот запрет, во время своей литургической реформы Великой Недели.

После Богослужения Пресвятые Дары переносятся на боковой алтарь, который во многих странах украшается наподобие Гроба, в который был положен Христос. Обычай сооружать Гроб Господень берет свое начало из иерусалимской литургии, который перекочевал в Европу, теперь же он сохранился в основном только в восточноевропейских странах. Этот обряд назывался Depositio cruces (sacramenti) – помещение в безопасное место креста (Даров). Свидетельства о нем существуют, начиная с X века. В Англии крест, завернутый в белое полотно, помещался в специально приготовленное место около алтаря, в Австрии, Баварии и Польше в «гробе» помещалась преосуществленная Хостия. Примерно с XVI века вместе с Хостией клали и крест, а с XIII века только крест. Судя по документам, с 1591 года в Польше крест стали помещать около «гроба», а не в нем.

Великая Суббота – это день скорбной тишины. Вся Церковь бодрствует при Гробе Господнем и размышляет о Тайне Спасения. Литургия в этот день не совершается, не редко в церквях публично читаются Литургические Часы (Утреня и Час чтений). Также в этот день совершается освящение еды для пасхальной трапезы.

Навечерие Пасхи, совершаемое в субботу вечером, начинает празднование Светлого Христова Воскресения. Оно погружает нас в атмосферу пасхальной ночи, когда израильтяне были спасены из египетского плена, и когда воскрес Спаситель мира. С первых веков христиане собирались на ночное бдение в Великую Субботу. И если в первые века богослужение длилось всю ночь напролет до самого раннего утра, то в V веке уже случалось так, что верующие возвращались домой около полуночи. С XIII века Литургию Навечерия Пасхи совершали утром Великой Субботы. Эту нелогичность лишь в 1951 году исправил Папа Пий XII, перенеся Навечерие на подобающее ему время суток. Ныне рекомендуется начинать это богослужение после захода солнца.

Литургия Навечерия Пасхи, начинается с Литургии Света. В церкви погашен весь свет. На улице у входа в храм священник благословляет угли, от которых будет зажжена пасхальная свеча – пасхал, символизирующий Христа. Священник рисует на пасхале крест, греческие буквы «альфа» и «омега», а также пишет год празднования этой Пасхи, произнося: «Христос вчера и сегодня, Начало и Конец, Альфа и Омега. Ему принадлежат времена и века, Его слава и владычество во веки веков. Аминь». Затем говорит: «Ранами Своими святыми и славными ограждает и хранит нас Христос. Аминь». После этого, от благословенных углей, священник зажигает пасхал. Входя вместе с процессией в храм, диакон или священник трижды возглашает: «Свет Христов». Собравшиеся в церкви отвечают: «Благодарение Богу». Верующие зажигают свои свечи от пасхала,  и диакон провозглашает Пасху древним и величественным гимном «Exultet» («Да ликует ныне небесное ангельское воинство»).

Литургия Слова в этот день состоит из семи чтений из Ветхого Завета и двух чтений из Нового. Не редко по душпастырским соображениям количество чтений может быть сокращено. Однако всегда присутствуют фрагменты Писания, повествующие об Исходе из Египта, Перехода Чермного моря, из Послания Апостола Павла и Евангелия. После каждого чтения звучит псалом и молитва священника. По окончании ветхозаветных чтений, вся церковь поет гимн «Слава в вышних Богу», и с этого момента в храме зажигается свет, вновь звучит орган и колокола, прославляя Христово Воскресение.

Затем наступает Литургия Крещения. Стоит напомнить, что в первые века христианства таинство крещения совершалось один раз в год – в пасхальную ночь. Священнослужители направляются к крещальной купели, если она находится в области зрения верующих, собравшихся в храме, если нет, то в алтарной части устанавливается сосуд с водой, предназначенной для благословения. Затем читается Литания ко всем святым, после нее священник благословляет воду, произнося над ней молитву, в которой вспоминаются события из Истории Спасения, бывшие прообразами благодати крещения. Взяв пасхал, священник совершает им трижды знак креста на воде и призывает Святой Дух снизойти на эту воду. После катехуменам преподается таинство крещения, во время которого все присутствующие на Богослужении обновляют свои крещальные обеты: отрекаются от греха и сатаны и исповедуют свою веру. Затем священник окропляет освященной водой собравшийся в церкви народ.

После этого наступает Евхаристическая Литургия, во время которой, если есть разрешение правящего епископа, верующие принимают причастие под двумя видами, что собственно и соответствует как евангельской, так и церковной традиции, существовавшей до XIII века. После завершения Мессы диакон воспевает: «Ступайте в мире Христовом. Аллилуйя!», а верующие отвечают: «Благодарение Богу. Аллилуйя!»

После Навечерия Пасхи начинается торжественная процессия (Крестный ход Воскресения Господня), так называемая «резурекция» (от латинского «resurectio» — воскресение), однако в некоторых странах она переносится на раннее воскресное утро перед первой Мессой. Во время этой процессии со Святыми дарами верующие обходят вокруг церкви, провозглашая и прославляя Светлое Христово Воскресение.

Михаил Фатеев

Страсти по Марку

3Страсти по Марку – это страсти Иисуса оставленного. Все Его бросили: ликующая толпа Вербного воскресенья, ученики, и даже Пётр, и даже Отец!

Никогда ещё Иисус не чувствовал себя таким непонятым, таким одиноким, не был отдан солдатне (Сын Божий оплёван и избит!) и не обвинялся религиозными предводителями. Он опускается на самое дно человеческого одиночества. Он, который говорил с нами, который пришёл для того, чтобы с нами говорить, сейчас молчит. Как нас волнуют эти вопросы: «Что Ты ничего не отвечаешь?» – спрашивает первосвященник. «Ты ничего не отвечаешь?» – спрашивает Пилат.

Молчание Иисуса. Приходит момент, когда Иисусу уже нечего сказать, Ему нечего нам говорить. Он показал, Кто Он, показал путь, по которому надлежит за Ним идти. И если мы не идём за ним, то что Он ещё может нам сказать?

– Ты ничего мне не отвечаешь?

– Нет. Ты слишком далеко отошёл. Рядом со Мной можно оказаться только через поступки, полные любви и отваги.

Если наше движение за Иисусом заключается лишь в благочестивом выслушивании Его слов или в красноречивом их провозглашении без воплощения этих слов в жизнь, то мы принадлежим к числу тех, кто оставил Его. Это тяжёлая правда, которой мы не хотим видеть. Размышление над этим описанием Страстей должно поставить нас лицом к лицу с фундаментальным требованием Евангелия: только тот идёт за Иисусом, кто делает то, о чём Иисус просит.

Мука оставленности и пугающего молчания Иисуса. Но также и мука трёх Его возгласов:

– Ты ли Мессия, Сын Благословенного?

– Я! – восклицает Иисус, раскрывая тайну своего мессианства и своей славы.

Связанный, презираемый, Он произносит необыкновенные слова: «Узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». В том месте и теми священниками это должно было быть воспринято как богохульство. Но мы? С какой верой смотрим на Него в тот момент?

На кресте Иисус звучно высказывает своё упование: «Боже мой, Боже мой!», борясь с ужасным чувством заброшенности: «Для чего Ты Меня оставил?». Драгоценное слово, дарованное тем, кто спускается в бездну. Если бы Он сам в неё не сошёл – был бы Он тогда обещанным Еммануилом, Богом с нами? Иисусе, с Тобой я могу вопить, когда меня бросают, но вместе с Тобой я хочу говорить «Боже мой» даже там, где, как мне казалось, я уже не смогу этого сказать.

Третий возглас этих Страстей – тот, к которому Марк ведёт нас с самого начала своего Евангелия. «Ты – Бог», – это сказано не Тому, кто водил за Собою толпы, не Тому, кто преобразился на горе Фавор, а Приговорённому, висящему сейчас на кресте. И который умер так, что сотник сказал: «Истинно Человек Сей был Сын Божий». Каждый из нас говорит эти слова, перечитав Страсти по Марку. Но повторим ещё раз: сами слова ничего не значат, если не производят в нас никаких перемен.

 

О. Андре Сэв
(по книге André Sève, Homilie niedzielne
Kraków 1999)

 

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Год А

Первое чтение:

4 Из Книги пророка Исаии 50,4-7

4 Господь Бог дал Мне

язык мудрых,

чтобы Я мог словом

подкреплять изнемогающего;

каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое,

чтобы Я слушал, подобно учащимся.

5 Господь Бог открыл Мне ухо,

и Я не воспротивился,

не отступил назад.

6 Я предал хребет Мой биющим

и ланиты Мои поражающим;

лица Моего не закрывал

от поруганий и оплевания.

7 И Господь Бог помогает Мне:

поэтому Я не стыжусь,

поэтому Я держу лице Мое, как кремень,

и знаю, что не останусь в стыде.

 

Второе чтение:

Из Послания св. Апостола Павла к Филиппийцам 2, 6-11

 

6 Он, будучи образом Божиим,

не почитал хищением

быть равным Богу;

7 но уничижил Себя Самого,

приняв образ раба,

сделавшись подобным человекам

и по виду став как человек;

8 смирил Себя,

быв послушным даже до смерти,

и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его

и дал Ему имя

выше всякого имени,

10 дабы пред именем Иисуса

преклонилось всякое колено

небесных, земных и преисподних,

11 и всякий язык исповедал,

что Господь Иисус Христос

в славу Бога Отца.

 

Евангелие:

св. Матфея 26,14 — 27, 66

 

14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам 15  и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; 16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.

17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? 18 Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. 19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.

20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; 21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? 23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; 24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. 25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. 27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. 29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. 30 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; 32 по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. 33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. 34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. 35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. 37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. 38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. 39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. 40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? 41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. 42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. 43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. 44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. 45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; 46 встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.

47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. 48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. 49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. 50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. 51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. 52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; 53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? 54 как же сбудутся Писания, что так должно быть? 55 В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. 56 Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.

57 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. 58 Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.

59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, 60 и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля 61 и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. 62 И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? 63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? 64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. 65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! 66 как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. 67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам 68 и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

69 Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. 70 Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. 71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. 72 И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. 73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. 74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. 75 И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.

1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; 2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, 4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. 5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. 6 Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. 7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8 посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. 9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, 10 и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.

11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. 12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. 13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? 14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. 16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; 17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? 18 ибо знал, что предали Его из зависти. 19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. 20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. 21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. 22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. 23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. 24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. 25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. 26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк 28 и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! 30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. 31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. 33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, 34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.

35 Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; 36 и, сидя, стерегли Его там; 37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. 38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.

39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. 41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; 43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. 44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; 46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? 47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. 48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; 49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. 50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; 52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.

55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; 56 между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.

57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею 60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. 61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

562 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. 65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. 66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

 

Иисус пожертвовал Собой и принял страдания и смерть, чтобы спасти каждого из нас. Не отвергай благодати, данной нам Богом.

В это воскресенье, как и ежегодно, мы вспоминаем торжественный вход Иисуса в Иерусалим и Его Страсти, являющиеся величайшим смирением и унижением Сына Божия. Иисус достиг славы Воскресения через смирение в Страстях. Это было унижение и смирение полное любви. В своем унижении и позорной смерти на кресте Иисус показывает величие и силу своей любви.

Почему Иисус Христос согласился на страдания и крестную смерть? Иисус принимает страдания, потому что послушен и по-сыновьи покорен Богу Отцу. Вот что о Нем говорит пророк Исаия: «Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся.Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад.Я предал хребет Мой биющим  и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.И Господь Бог помогает Мне». Именно так поступил Иисус Христос.

Кроме послушания Богу Иисус также солидарен с народом, солидарен с братьями. Из послушания Богу Иисус отдает свою жизнь для спасения братьев. Ценность смерти Иисуса Христа с одной стороны основана на послушании и Его сыновнем подчинении Богу Отцу. С другой стороны, она также измеряется братской солидарностью с нами, обычными людьми.

Иисус пожертвовал Собой и принял страдания и смерть, чтобы спасти каждого из нас. Не отвергай благодати, данной нам Богом.